Menu Close

02.08.2021

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза  проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части совершенствования правового регулирования, формирования и ведения единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, а также создания единого реестра конечных получателей средств государственной поддержки инновационной деятельности).

В законопроекте и пояснительной записке к нему предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по формированию и ведению единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности, а также создание единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.  Определен перечень информации, подлежащей включению в реестр. Порядок формирования и ведения реестра, перечень дополнительных сведений, подлежащих включению в реестр, порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, механизм контроля достоверности реестра и другие вопросов функционирования реестра планируется определить в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты, законопроект содержит ряд недостатков.

Предлагаемые изменения в закон без анализа окончательного содержания подзаконных нормативно- правовых актов, малопонятны в их конечной структуре и эффективности. Законопроект, безусловно, потребует финансовых затрат на создание реестра, как информационной системы — базы данных, программной оболочки, сайта, так  и её инфраструктуры.  Бюджет таких затрат неизвестен. К заверению об обратном в пояснительной записке участники проведения общественной экспертизы  отнеслись критически.

Члены и эксперты Общественной палаты решили, что законопроект не дает внятного ответа на вопрос о правовых последствиях наличия или отсутствия информации в предлагаемом информационном ресурсе. Не ясны им оказались и категории приоритета такой информации перед другими информационными системами и базами данных.

В законопроекте предусмотрено, что обладателем информации является Российская Федерация (п. 6 ст. 165). Специалисты, проводившие экспертизу, указали, что предлагаемое законоположение будет создавать коллизию с нормами части 4 Гражданского кодекса РФ, регулирующей права не результаты интеллектуальной деятельности. Ведь, в соответствии с нормами ст. 1225 Гражданского кодекса РФ, к результатам интеллектуальной деятельности отнесены базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау).

Часть 3 статьи 165 Законопроекта предусматривает размещение в реестре сведений о результатах работ, алгоритмов, программ, которые являются самостоятельными результатами интеллектуальной деятельности – объектами права.

Да и сама фраза о том, что обладателем информации является Российская Федерация, создает условия для противоречия со статьей 1228 Гражданского кодекса РФ, поскольку у объектов, упоминаемых в части 3 статьи 165, есть авторы.

Законопроект не содержит информации о платности запросов на получение информации, между тем в соответствии с нормами статьи 2 и 3  Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ № 149-ФЗ) любая информационная система должна обладать качеством доступности.

Существенным недостатком законопроекта члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса сочли то, что статья 3 ФЗ № 149-ФЗ в качестве обязательного свойства информации, содержащейся в информационном ресурсе, устанавливает  критерий её «достоверности». Этот  критерий в законопроекте не раскрывается, между тем он является системным для последующего законодательного регулирования нормативными актами правительства.

Следующим принципом, сформулированным статьей 3 ФЗ № 149-ФЗ, является принцип  недопустимости установления нормативными правовыми актами преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Из сути предлагаемых изменений как раз следует, что создаваемый реестр будет «единственным» для целей государственной научной политики. При этом, сам закон № 127-ФЗ приоритета научной информации, её местонахождения в реестре, перед иными информационными ресурсами не устанавливает.  Это положение создает коллизию.

Особое внимание эксперты  обратили на то, что и с позиции статьи 6 ФЗ №149-ФЗ, правовой статус обладателя информации, входит в противоречие с нормами пунктом 6 статьи 16.5

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 закона, обладатель информации вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению, передавать информацию другим лицам, защищать свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

В заключении общественной экспертизы так же указано, что  информация, предполагаемая к размещению в реестре, так же может обладать статусом общедоступной, соответственно, к ней не может быть ограничен доступ. Статьей 8 ФЗ № 149-ФЗ к такой информации отнесены:  информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств, за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну; информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и других информационных системах, предназначенных для обеспечения граждан  и организаций такой информацией. С учетом озвученной экспертами позиции, ограничение доступа к информации реестра также будет противоречить нормам федерального закона № 149-ФЗ.

В целом же, в заключении общественной экспертизы предлагаемой редакции законопроекта дана положительная оценка, при условии устранения отмеченных недостатков.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

 

 

 

Яндекс.Метрика