В Кемеровской области – Кузбассе подводятся итоги голосования и общественного наблюдения.
Наблюдатели от Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса работали на всех 1699 участках для голосования. Кузбасс показал одну из самых больших явок по стране, 88,46%. Предварительные итоги голосования такие: «за» – 87,29%, «против» – 12,03%. Серьезных нарушений за время голосования зафиксировано не было.
На горячую линию региональной Общественной палаты, работавшую с 25 июня по 1 июля, поступило более 70 обращений, которые в основном касались процедуры голосования и расположения избирательных участков. Были сигналы о том, что избиратель не попал в список, другому голосующему не понравилось расположение кабинок. Все обращения оперативно отрабатывались.
Общественные наблюдатели, которых было направлено почти 11 тысяч человек, постоянно находились на связи, присылали фото- и видеоматериалы, которые свидетельствовали о безопасности и организованности процесса голосования. Отмечалось, что все без исключения участки региона были оснащены средствами индивидуальной защиты, соблюдалась социальная дистанция. Наблюдатели каждый день присутствовали при вскрытии урн для голосования и опечатывании сейф-пакетов с бюллетенями, а по окончании голосования 1 июля они наблюдали за подсчетом голосов. Заполненные «золотые стандарты» наблюдения – отчеты о прошедшей процедуре голосования – также продолжают поступать в региональную Общественную палату. Члены Рабочей группы на протяжении всей недели совершали объезды участков, принимая участие в решении возникавших вопросов.
Напомним, для формирования корпуса наблюдателей Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса заключила соглашения с 29 НКО и региональными отделениями шести политических партий, это позволило организованно проводить обучение, информировать будущих общественных наблюдателей. Также в течение всей недели шла коррекция списка наблюдателей, до 29 июня принимались заявления, это позволило также сформировать резерв и оперативно производить замены. Наблюдатели прошли тест на коронавирус, для них были проведены обучающие семинары во всех территориях области. На семинарах их знакомили с «золотыми стандартами» наблюдения, кодексом этики наблюдателя, законодательством и ответственностью за его нарушение.
Не обошлось без некоторых неприятных инцидентов, связанных с наблюдателями, подавшими заявления самостоятельно, не от партий и НКО. Наблюдатель, получивший направление от Общественной палаты на участок в Ленинск-Кузнецкий район, изменил свое решение и приехал на участок в Кемеровский госуниверситет, где заявил, что он представитель СМИ, некоего информационного агентства «Время», провоцировал сотрудников избирательной комиссии. На его счет уже поступила реакция главы Центральной избирательной комиссии РФ Эллы Памфиловой, которая сделала вывод, что представители избиркома Кузбасса «отнеслись максимально корректно, всех допустили, они имели возможность освещать, поскольку шли под эгидой журналистов». Она поблагодарила представителя избиркома «за выдержку и корректность». Другой наблюдатель, направленный Общественной палатой Кемеровской области – Кузбасса на определенный участок в Крапивинском муниципальном округе, по своему усмотрению явился на другой участок, в городе Кемерово. В присутствии на этом участке наблюдателю было отказано.
«Слаженная и четкая работа корпуса наблюдателей позволила продемонстрировать, что: выборы в Кузбассе прозрачны и легитимны, – отметила Ирина Рондик, председатель Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса. – Постоянно шло взаимодействие членов Рабочей группы с общественными наблюдателями и избирательными комиссиями, появлявшиеся сигналы моментально отрабатывались. В итоге каждый житель области смог обозначить свою позицию по важнейшему вопросу нашего общего будущего. Я благодарю каждого наблюдателя за неравнодушие, за личное время, которое было потрачено. Вместе мы доказали, что общественное наблюдение – действенная форма контроля за соблюдением демократических процедур».
На ближайшем заседании Совета Общественной палаты будут обсуждены итоги общественного наблюдения и выработаны рекомендации, касающиеся статей Положения о назначении наблюдателей, по улучшению процедуры формирования и обучения корпуса общественных наблюдателей.