Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».
«На современном этапе развития гражданского общества закон, регулирующий деятельность общественных палат необходим, но в предложенном варианте он излишне формализован, — считает председатель Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик. – У региональных общественных палат уже накоплен определенный опыт работы и в течение своей деятельности они вносили поправки в региональные законы. Поэтому, исходя из этого, считаем, что необходимо конкретизировать некоторые статьи федерального закона».
В Общественной палате Кемеровской области полагают, что нет необходимости в ежегодном докладе Общественной палаты о состоянии гражданского общества в субъекте Российской Федерации. «Доклад за три года как сейчас — это то необходимое время, за которое можно провести качественный анализ состояния гражданского общества в регионе», — уверены в ОП Кузбасса.
Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области в рамках общественной экспертизы отметили, что следует исключить ограничения, требующие не менее 3 лет опыта кандидата, поскольку человек может состоять в организации и год, но внести вклад, больше, чем за три года. Кроме того, в рассматриваемом проекте федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», полномочия законодательного и исполнительного органов должны быть одинаковы и равнозначны. В связи с этим, часть 8 статьи 8 законопроекта необходимо дополнить следующим образом: «…по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, некоммерческих организаций, указанных в части 3 настоящей статьи…».
«Поскольку на территориях российских регионов мало зарегистрированных межрегиональных общественных объединений, мы предлагаем дополнить часть 7 статьи 8 законопроекта: «…по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений…», либо сформулировать следующим образом: «…по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских, межрегиональных, и региональных общественных объединений, а также некоммерческих организаций, указанных в части 3 настоящей статьи…», — подчеркнули эксперты Общественной палаты Кемеровской области.
Одним из существенных рабочих органов региональных общественных палат, является Экспертный совет, поэтому необходимо и его включить в состав таких органов. Соответственно, в состав совета Общественной палаты, нужно включить и председателя Экспертного совета общественной палаты.
В связи с тем, что заседания Общественной палаты субъекта Российской Федерации проводятся в соответствии с планом работы Общественной палаты, но члены ОП КО считают, что периодичность ее заседаний должна быть не реже одного раза в полгода, чтобы дать возможность больше работать комиссиям по конкретным проблемам. Кроме того, следует увеличить срок направления Общественной палатой заключения по результатам экспертизы проектов законов субъекта Российской Федерации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, так как два дня, существенно мала для возможного обсуждения и принятия какого-либо решения. «В связи с чем, предлагаем два дня заменить на пять дней. Кроме того, считаем, что срок направления заключения Общественной палаты в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации следует также увеличить до пяти дней», — полагают члены Общественной палаты Кемеровской области.
Норма пункта 7 части 9 статьи 11 законопроекта не конкретизирует, какими методическими материалами Общественная палата вправе оказывать содействие в обеспечении общественных объединений и иных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации. «Указанное положение проекта закона затруднительно выполнить, так как не все палаты имеют на это средства», — полагают в ОП Кузбасса.
Члены региональной Общественной палаты вправе получать компенсацию понесенных за счет собственных средств расходов в связи с осуществлением полномочий члена Общественной палаты в порядке и размерах, определяемых законом субъекта Российской Федерации, а также в случае, если указанные расходы заложены в бюджетном финансировании аппарата общественной палаты. «Это обязательно нужно добавить в статью 7 проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», — считают в Общественной палате Кузбасса. – Также предлагаем в законопроекте установить норму предела расходов в бюджете субъекта Российской Федерации при рассмотрении вопроса о финансовом обеспечении содержания аппарата Общественной палаты».
В рамках проведенной общественной экспертизы члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области пришли к единому выводу: «Данный законопроект должен быть рекомендован к принятию, но с поправками регионов».