НОВОСТИ ПАЛАТЫ

В Междуреченске прошло выездное заседание комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экологии и охране окружающей среды на тему «Экологические проблемы стратегии «Чистый уголь – зеленый Кузбасс».

В заседании приняли участие члены и эксперты региональной Общественной палаты, руководство Междуреченского городского округа, областного департамента лесного комплекса, представители администраций Новокузнецкого муниципального района, Мысковского городского округа, угольных компаний, экологи, общественники.

Открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экологии и охране окружающей среды Александр Копытов отметил, что в настоящее время происходит интенсивный рост угледобычи в регионе. Соответственно, подчеркнул он, должен быть надлежащий уход за природной средой в отработанных территориях, и следить за этим должны не только муниципалитеты, но и сами добывающие предприятия. Само общество неравнодушно к вопросам рекультивации территорий и загрязнения окружающей среды при добыче угля открытым способом. В региональную Общественную палату поступают обращения от жителей с просьбами осмотреть территорию на наличие нарушений со стороны угледобывающих предприятий. Основным вопросом выездного заседания заседания стала возникшая в Междуреченском городском округе ситуация с приемкой рекультивированных земель муниципалитетом у угольных предприятий.

Как отметил первый заместитель главы Междуреченского городского округа по промышленности и строительству Сергей Перепилищенко, из-за отсутствия регламента по приемке земель муниципалитет находится в затруднительном положении, поскольку непонятны условия, на основании которых должна осуществляться передача рекультивированных земель. Сдача земель стала происходить «втемную», когда проект рекультивации и сами работы проводятся без согласования с законными собственниками земель, находящихся в аренде у предприятий.

По сведениям председателя Междуреченского комитета по охране окружающей среды и природопользованию Ольги Твиретиной, на территории района нарушено почти 8 тысяч гектаров земель. На протяжении трех последних лет угольные компании не обращались в администрацию для передачи рекультивированных земель.

О ситуации в Новокузнецком районе участников заседания проинформировала инспектор-эколог отдела по вопросам экологии администрации Новокузнецкого муниципального района Ксения Дятлова. В районе работают 13 действующих угольных разрезов, 9 шахт и 6 предприятий готовятся в эксплуатацию. Это один из самых техногенно нагруженных районов, площадь нарушенных земель составляет 10 611 гектаров, это земли сельхозназначения, лесного фонда и населенных пунктов. С 2012 года было принято 131 га рекультивированных земель, за последние 2 года процедура передачи земель муниципалитету не проводилась.

Сокращения нарушенных земель ожидать не имеет смысла: компании не имеют ни стимула, ни интереса заниматься рекультивацией. Причину создавшегося положения эксперты видят в принятом Постановлении Правительства №800 от 10 июля 2018 года «О проведении рекультивации и консервации земель». Благодаря этому документу угольные предприятия получили дополнительные преференции в части рекультивации земель. Теперь проект рекультивации земель не подлежит согласованию и утверждению собственниками, арендаторами, землевладельцами, землепользователями, исполнительными органами государственной власти и органа местного самоуправления. При этом собственники земель несут ответственность за дальнейшее использование земель в соответствии с их назначением и разрешенным использованием, хотя и не могут влиять на процесс восстановления земель.

Член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экологии и охране окружающей среды Юрий Манаков назвал данное Постановление Правительства «ретроградским», поскольку оно изобилует положениями, которые отражают интересы недропользователя и идут в разрез с интересами собственника земель. Очевидно, что в условиях запрещения контроля над деятельностью горнодобывающих предприятий региональными и муниципальными органами власти существует прямая угроза уничтожения сельскохозяйственных и лесных территорий без надлежащего восстановления. Результатом данной законодательной инициативы Правительства РФ стало разрушение системы оборота земель между собственниками и недропользователями.

Нельзя сказать, что такое положение нравится всем угольщикам. Недропользователи с повышенной социальной ответственностью отмечают нарушение сложившегося нормального порядка. Сейчас отсутствует инструмент для выдвижения законных требований к проекту, к выполненным работам и к условиям при приемке земель. Сопротивление муниципалитетов вполне понятно и обосновано – им на этой земле жить и работать.

В тоже время Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 апреля 2017 г. №283-ст введен ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия», который действует с 1 декабря 2017 года. Этот стандарт в целях восстановления и сохранения биоразнообразия устанавливает основные положения по идентификации нарушенных земель и земельных участков и применению наилучших доступных технологий рекультивации нарушенных земель, включая агротехнические приемы, основанные на проведении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному. В этом стандарте впервые обобщены термины и определения, связанные с рекультивацией земель, порядок обследования нарушенных земель и земельных участков и выявления территорий, подлежащих рекультивации, порядок выбора направления рекультивации, порядок разработки и требования к проектам рекультивации и другие важные аспекты.

Эксперты задаются вопросом: зачем нужно было разрабатывать новый ГОСТ Р по рекультивации, если он необязателен к применению, и его использование горными предприятиями законодательно запрещено? Не правильнее ли привести в соответствие непродуманное Постановление Правительства с новым ГОСТом, который в принципе устраивает как муниципалитеты, так и ответственных недропользователей?

Проблему рекультивации планируется обсудить в Москве в рамках Российской энергетической недели, которая пройдет со 2 по 5 октября и где ожидаются выступления с докладами членов Общественной палаты Кемеровской области, принимавших участие в выездном заседании в Междуреченске.

  

Открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской областипо экологии и охране окружающей среды,Копытов Александр Иванович,отметил, что в настоящее время происходит интенсивный рост угледобычи в Кузбассе.Соответственно, должен быть надлежащий уход за окружающей природной средой в отработанных территориях и следить за этим должны только муниципалитеты, но и сами предприятия по добычи ресурсов. Важно отметить, что в настоящий момент, само общество неравнодушно к вопросам по рекультивации территорий и загрязнения окружающей среды при добыче угля открытым способом. Часто поступают обращения в региональную Общественную палату с просьбой осмотреть территорию на наличие нарушений по стороны добытчиков.
А.И.Копытов обозначил основным вопросом заседания рассмотрениеситуации с приемкой рекультивированных земель муниципалитетом у угольных предприятий,возникшая в Междуреченском городском округе.

 

ПерепилищенкоСергей Владимирович, первый заместитель главы Междуреченского городского округа по промышленности и строительству, отметил, что из-за отсутствия регламента по приемке земель муниципалитет находится в затруднительном положении, поскольку непонятны условия, на основании которых должна осуществляться передача рекультивированных земель. Сдача земель стала происходить «втемную», когда проект рекультивации и сами работы проводятся без согласования с законными собственниками земель, находящихся в аренде у предприятий.

 

1. Законодательные проблемы порядка проведения рекультивации и передачи рекультивированных земель.

Слушали:Манакова Юрия Александровича, члена комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экологии и охране окружающей среды, который отметил, что сокращения нарушенных земель ожидать не имеет смысла: компании не имеют ни стимула, ни интереса заниматься рекультивацией. Причину создавшегося положения эксперты видят в принятом Постановлении Правительства №800 от 10 июля 2018 года «О проведении рекультивации и консервации земель». Благодаря этому документу угольные предприятия получили дополнительные преференции в части рекультивации земель. Теперь проект рекультивации земель не подлежит согласованию и утверждению собственниками, арендаторами, землевладельцами, землепользователями, исполнительными органами государственной власти и органа местного самоуправления. При этом собственники земель несут ответственность за дальнейшее использование земель в соответствии с их назначением и разрешенным использованием, хотя и не могут влиять на процесс восстановления земель. Манаков Ю.А. назвал данное Постановление Правительства «ретроградским», поскольку оно содержит много положений, которые отражают интересы недропользователя и идут в разрез с интересами собственника земель. Очевидно, что в условиях запрещения контроля над деятельностью горнодобывающих предприятий региональными и муниципальными органами власти существует прямая угроза уничтожения сельскохозяйственных и лесных территорий без надлежащего восстановления. Результатом данной законодательной инициативы Правительства РФ стало разрушение системы оборота земель между собственниками и недропользователями.

Недропользователи с повышенной социальной ответственностью отмечают нарушение сложившегося нормального порядка. Сейчас отсутствует инструмент для выдвижения законных требований к проекту, к выполненным работам и к условиям при приемке земель.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 апреля 2017 г. №283-ст введен ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия», который действует с 1 декабря 2017 года. Этот стандарт в целях восстановления и сохранения биоразнообразия устанавливает основные положения по идентификации нарушенных земель и земельных участков и применению наилучших доступных технологий рекультивации нарушенных земель, включая агротехнические приемы, основанные на проведении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному. В этом стандарте впервые обобщены термины и определения, связанные с рекультивацией земель, порядок обследования нарушенных земель и земельных участков и выявления территорий, подлежащих рекультивации, порядок выбора направления рекультивации, порядок разработки и требования к проектам рекультивации и другие важные аспекты.