Menu Close

27.06.2016

«Общественные советы как субъект общественного контроля и форма общественного участия» – именно так звучала основная тема для обсуждения на прошедшем пленарном заседании Общественной палаты Кемеровской области.

Сегодня в рамках реализуемой государственной политики большое внимание уделяется общественному контролю и деятельности общественных советов при органах государственной власти. Согласно Указу Президента России от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» общественные советы при органах государственной власти должны создаваться при обязательном участии Общественных палат субъектов Российской Федерации. 

В феврале 2016 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят закон Кемеровской области № 3-ОЗ «Об отдельных вопросах в сфере осуществления общественного контроля в Кемеровской области», который определил конкретные механизмы формирования общественных советов. А в мае этого года на Коллегии Администрации Кемеровской области рассмотрен Стандарт деятельности общественного совета при региональном органе исполнительной власти, который определил компетенцию, порядок деятельности и формирования состава общественного совета, порядок взаимодействия органа исполнительной власти с Общественной палатой при формировании общественного совета.

В рамках пленарного заседания члены региональной Общественной палаты, представители общественных советов, федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления Кемеровской области обсудили актуальные вопросы эффективности деятельности общественных советов, созданных при госструктурах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Открывая заседание, председатель Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик отметила, что основной задачей гражданского общества является обеспечение ориентации органов исполнительной власти и местного самоуправления на общественные интересы. В 2014 году общественный контроль обрел законодательно оформленный статус: вступил в действие Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который создал правовую базу для этой деятельности, определил ее основные цели и направления.

Общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти формируются и ведут свою деятельность уже более 10 лет, с 2005 года. И только два года назад они законодательно отнесены к субъектам общественного контроля, что четко обозначило их роль в системе взаимодействия гражданского общества и власти.

«Общественные советы – это структуры, которые призваны выполнять консультативно-совещательные функции, а также участвовать в осуществлении общественного контроля деятельности органов исполнительной власти. Федеральное законодательство об общественном контроле главную роль в этом процессе отводит системе общественных советов», —  подчеркнула Ирина Николаевна.

В рамках реализации «майских указов» Президента России членами Общественной палаты Кемеровской области проведен мониторинг деятельности общественных советов, созданных при органах исполнительной власти, федеральных структур и муниципальных образований Кузбасса. В Кемеровской области работает 36 органов региональной исполнительной власти и 27 территориальных органов федеральных органов власти. Общественные советы созданы при 17 и 12 соответственно. Кроме того, проанализирована работа 77 общественных советов, созданных в муниципальных образованиях Кузбасса.

В рамках проведенного мониторинга Общественной палатой Кемеровской области определено, что  основными проблемами в работе общественных советов являются низкая  мотивация членов совета к продуктивной деятельности и низкий уровень ответственности членов совета. Кроме того, есть проблемы и организационного характера. В частности, мало времени для сбора совета при необходимости принятия срочных решений; нет регулярного участия всех членов совета; решения совета носят рекомендательный характер и так далее. И данные проблемы были бы устранены, если бы члены общественных советов не чувствовали себя формальными участниками процесса, и решения советов не были бы декларативными. При этом, оценивая эффективность функционирования общественного совета, респонденты мониторинга указывали, что общественный совет является эффективной площадкой по обсуждению гражданских инициатив и выполнению функций общественного контроля.

 «В Кузбассе при большинстве органов власти созданы и действуют общественно-консультативные органы. Они были образованы до вступления в силу Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», и в связи с этим не отвечают сегодняшним требованиям. Кроме того, недостаточно эффективная работа общественных советов в предыдущие периоды и, в частности, их зависимость от решений самих органов исполнительной власти обусловила начало «перезагрузки» системы общественных советов как на федеральном, так и региональном уровнях. Поэтому необходимо привести деятельность уже созданных общественных советов в соответствие с действующим законодательством, и провести процедуру создания там, где такие советы еще не созданы», —  уверена председатель Общественной палаты Ирина Рондик.

«Эффективность деятельности общественных советов – это непростой вопрос, который требует терпеливого подхода, как со стороны общественности, так и со стороны органов власти. Мы можем с уверенностью констатировать, что спустя два года мы имеем существенный прогресс в сфере общественного контроля и деятельности общественных советов, созданных при органах государственной власти, как на региональном уровне, так и на уровне муниципалитетов, — акцентировал внимание участников пленарного заседания заместитель Губернатора — руководитель аппарата Администрации Кемеровской области Алексей Зеленин. — Позиция, принятая Губернатором нашего региона, одна: мы будет четко выполнять решения по развитию таких гражданских институтов, как общественные советы, и вместе с региональной  Общественной палатой будем следить за их эффективной деятельностью, направленной на благо кузбассовцев».

В своем выступлении Елена Воронина, первый заместитель начальника департамента социальной защиты населения Кемеровской области отметила, что с принятием в 2014 году федерального закона № 265, который определил проведение независимой оценки качества социальных услуг населению, общественные советы наделены полномочиями проведения оценки в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования.

«Члены Общественного совета при департаменте социальной защиты Кемеровской области понимают, что ключевыми факторами, определяющими успешное проведение оценки, являются хорошо проработанные индикаторы (показатели), наличие системы и контроль качества данных. Здесь необходимо говорить об обучении сотрудников, о создании методической основы для ведения такой работы. Нам необходим единый подход в организации проведения независимой оценки качества социальных услуг населению, тем более что уже сейчас  в рамках реализации № 442 Федерального закона представителям СО НКО передаются часть социальных услуг, предоставляемых гражданам», — подчеркнула Елена Анатольевна.

 «Общественные советы – важный инструмент диалога между представителями общества и власти, который решает широкий спектр задач: от осуществления общественного контроля за органом власти до привлечения граждан к выработке государственной политики в профильной сфере», — считает Станислав Черданцев, председатель рабочей межкомиссионной группы по этике и регламенту Общественной палаты Кемеровской области.

Он акцентировал внимание участников заседания на законодательной базе деятельности общественных советов, созданных при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Проведенный членами Общественной палаты Кемеровской области, анализ позволяет сделать вывод, что, отсутствует единообразие в подходах к организации и деятельности советов.

«Работа общественного совета зачастую формализована, очень узок  круг полномочий членов совета. В состав совета включаются лица, не обладающими познаниями и навыками профильной сферы. Имеет место большое влияние руководителя территориального управления, что несет за собой ограничение инициативы председателя совета», — отметил Станислав Александрович.

В ближайшее время Общественной палате Кемеровской области предстоит выстроить взаимодействие с общественными советами через участие представителей советов в своих мероприятиях и наоборот, когда члены палаты активно участвуют  в работе общественных советов; через привлечение членов общественных советов к работе в качестве экспертов при рассмотрении отраслевых вопросов; через ежегодные встречи руководителей советов и Общественной палаты.

Председатель Координационного совета национальных общественных объединений при департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области, председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, духовно-нравственному воспитанию Радомир Ибрагимов рассказал собравшимся о наработанном опыте  совета, в рамках деятельности которого решаются актуальные вопросы, затрагивающие интересы национальных общественных объединений и интересы широких слоев населения Кемеровской области. «Общественные советы – это индикаторы социального и межнационального состояния нашего общества, а общественный контроль с нашей стороны в сфере межнациональных отношений чрезвычайно важен. Так как деятельность общественных советов помогают в разрешении ситуаций, связанных с межнациональными этническими спорами», — считает Радомир Закирович.

Заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области, председатель комиссии по социальной политике и качеству жизни населения Татьяна Стародуб отметила, что общественные советы формально созданы практически во всех муниципальных образованиях, но активно работающих не так уж и много. «К сожалению, зачастую нет глубины понимания со стороны органов управления муниципалитетов деятельности общественных советов, с другой стороны отсутствует понимание со стороны общественности, что главное в деятельности советов — это работа на результат. В каждом муниципальном образовании свой жизненный уклад. И нужно решать проблемы, которые лежат на поверхности такие, как  наведение порядка в системе ЖКХ, борьба с коррупцией, благоустройство территории, патриотическое воспитание, работа с детьми, оказание социальных услуг пожилым людям и людям с ограниченными возможностями, защита прав детей. Именно общественные советы, созданные при главах муниципальных образований, органах законодательной или исполнительной власти, являются тем мостиком, который соединяет гражданское общество и органы исполнительной и законодательной власти на местах, в городах и районах», — уверена Татьяна Ивановна.

В своем выступлении начальник отдела по взаимодействию с общественными объединениями и СМИ, секретарь общественного совета администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Надежда Юн подчеркнула, чтоконструктивное взаимодействие городской  администрации с членами общественного совета позволяет обеспечивать стабильность общественно-политической ситуации на территории городского округа, своевременно выявлять и оперативно решать городские проблемы, оказывать адресную помощь отдельным категориям граждан.

С истории создания общественного совета начал свое выступление Владимир Родионов, заместитель председателя совета общественности при главе Мариинского муниципального района. Он отметил, что работая с 2005 года,  совет претерпел различные изменения, которые диктовала сама жизнь и активная деятельность его членов. Владимир Геннадьевич остановился на значимых инициативах, которые, благодаря совету общественности, претворены в жизнь.

Участники пленарного заседания пришли к единому мнению, что в рамках общественного контроля необходимо принять «типовое положение», определяющее компетенцию, порядок деятельности и формирования состава общественного совета, сформировать методику оценки его эффективной работы. А также разработать механизм мотивации членов совета к продуктивной деятельности, проводить обучение членов общественных советов и НКО, организовать координирующий центр работы на базе региональной Общественной палаты.

«Общественные советы – это эффективная гражданская диалоговая площадка и рупор решений власти к обществу. Нам необходимо изменить приоритеты общественных советов. Сделать процедуру общественного контроля более действенной, более эффективной и адресной, — подвела итог пленарному заседанию председатель Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик. — Сегодня перед общественными советами всех уровней стоит серьезная задача осуществление общественного контроля, и мы должны перестроить работу так, чтобы советы из формы общественного участия превратились в субъект общественного контроля».

Яндекс.Метрика