Menu Close

09.02.2016

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области совместно с Кемеровской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации провели общественную экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)».

 Объявленная в названии цель законопроекта — совершенствование механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости ясна и своевременна. Однако качество его подготовки недопустимо низко. Более того представленные новации ведут к разрушению  уже сложившейся системы организации и управления охраной труда.

Многие термины, применённые в законопроекте, вообще не существуют, также не приводится их объяснение. Эти термины не применяются в других нормативных правовых актах. Например, такая формулировка, как «трудовые (профессиональные) обязанности» нигде и ни кем не определена, хотя, по сути, заменяет уже действующие юридические формулировки. «Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает указанное понятие, также оно,  как юридический термин, чётко не определено и в представленном законопроекте. Более того, такая формулировка частично ошибочна, фраза «профессиональные обязанности» не являются эквивалентом слов трудовые обязанности, а последние не являются эквивалентом официального термина трудовые функции, которыми определены все «обязанности по трудовому договору» в настоящее время», — отмечают члены и эксперты региональной Общественной палаты.

В действующем Трудовом кодексе Российской Федерации чётко не прописаны правоотношения, реально работающих людей, не являющихся работниками, например: учащихся, надомников, работающих дистанционно, военнослужащих и лиц, отбывающих наказания, привлекаемых к труду или к ликвидации аварии и т.п. в области профилактики травматизма и заболеваемости, включая утрату трудоспособности. «К сожалению, законопроектом данные вопросы также не учтены», — констатируют члены Экспертного Совета Общественной палаты Кемеровской области.

По данным Фонда социального страхования, в России более 13 млн. работающих по гражданско-правовым договорам не застрахованы от профессионального риска утраты трудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:  почти 20% работающих. Это возникает вследствие отсутствия трудовых отношений, между двумя субъектами права на основе трудового договора, что приводит к отсутствию прав и обязанностей в области охраны труда, в том числе социального страхования. Представленный законопроект не затрагивает данного вопроса. По экспертному мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, необходимо ввести в Трудовой кодекс РФ и другие федеральные законы (например, о социальном страховании) положения об обязательном порядке страхования от утраты трудоспособности лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, в рамках заемного труда. Учащиеся, проходящие практику, должны быть в обязательном порядке застрахованы от утраты трудоспособности и на них должны распространяться все требования охраны труда, действующие для работников.

Как показывает практика, для снижения травматизма требуется упорядочение правоотношений между заказчиком и подрядчиками в области профилактики травматизма и заболеваемости, включая утрату трудоспособности. И хотя их уровень взаимоотношений уже разработан отдельными компаниями, действующим законодательством данный вопрос не регулируется. Предложенные положения в законопроекте в части взаимоотношений между заказчиком и подрядчиками в области профилактики травматизма и заболеваемости изложены недостаточно и нечётко. Члены ОП Кузбасса считают, что ориентир в части работы с подрядными (субподрядными) организациями следует держать на  систему управления охраной труда крупных корпораций.

 «В законопроекте фактически утрачена роль органов местного самоуправления. Однако практика Кузбасса показывает, что органы местной власти, близко расположенные по месту нахождения к работодателям, — это немаловажный фактор, оказывающий на работодателей эффективное воздействие в сфере организации управления охраной труда», — считает член Общественной палаты Кемеровской области, председатель Кемеровской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Любовь Егорова.

Что касается статьи 231 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)» внесённые поправки являются снижением гарантий работникам на представление его интересов профессиональным представителем территориального объединения организаций профессиональных союзов (техническим инспектором труда).  Такое снижение гарантий работникам, по мнению Экспертного Совета Общественной палаты Кемеровской области, не соответствует совершенствованию механизма профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, заявленного в наименовании законопроекта.

 «Принятие законопроекта в редакции, предложенной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, приведет к ухудшению социального положения работников, снижению степени доверия граждан к действиям государства и росту социальной напряженности в обществе. Он требует существенных доработок», — уверены в Общественной палате Кемеровской области.

Яндекс.Метрика