Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза проекта федерального закона № 1116819-7 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения порядка организации и проведения публичных слушаний)».
По мнению проводивших экспертизу специалистов, принятие законопроекта приведёт к достижению запланированных целей.
Законопроект уточняет порядок организации и проведения публичных слушаний в части дистанционного участия граждан в решении вопросов местного самоуправления, а именно: предполагает размещение проектов муниципальных правовых актов на официальном сайте органа местного самоуправления либо на официальном сайте субъекта РФ или муниципального образования, чтобы жители могли заблаговременно с ними ознакомиться; устанавливает возможности направления жителями муниципалитета своих замечаний и предложений по рассматриваемым вопросам путем использования официального сайта органа местного самоуправления в сети Интернет; дает возможность проведения слушания и обсуждения с помощью портала госуслуг или специальной информационной системы, определённой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Законопроект носит уточняющий характер, так как не изменяет процедуры общественных обсуждений и публичных слушаний, установленной статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не добавляет случаев, при которых требуется общественное обсуждение.
Предлагаемые новеллы имеют конкретную цель – привлечение населения к более активному участию в осуществлении местного самоуправления, предоставляя гражданам возможность участвовать в публичном слушании и общественном обсуждении в электронной форме.
Новая редакция законопроекта будет способствовать достижению указанной цели в силу того, что глава 8 Конституции РФ закрепляет права граждан на реализацию своих прав в осуществлении местного самоуправления. Местное самоуправление рассматривается как проявление народовластия, элемент политической системы общества, благодаря которому наряду с общегосударственными, гарантируются и учитываются интересы населения конкретных муниципальных образований.
Проведение публичных и общественных обсуждений в действующей редакции имеет два недостатка, недоверие граждан к процедуре и результатам обсуждений и низкая заинтересованность населения в участии по причине загруженности и отсутствия свободного времени.
Цифровизация сама по себе и её внедрение в государственное управление является общемировой тенденцией. В России внедрение цифровых технологий является главной задачей Федерального проекта «Цифровое государственное управление». Более того, цифровизация экономики включена в число приоритетов государственной политики.
Движение в направлении электронизации и цифровизации процесса предоставления государственных услуг осуществляется с момента принятия Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым в качестве одного из основных принципов предоставления государственных услуг был закреплён принцип «возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
По мере реализации вышеуказанных целей, формируется инфраструктура электронного взаимодействия с потребителем государственных услуг и другими элементами их реализации. Продолжает совершенствоваться система межведомственного взаимодействия, единый портал государственных и муниципальных услуг, единая система идентификации и аутентификации, осуществляется постепенный переход на предоставление государственных услуг в электронном виде.
Использование интеллектуального потенциала и идей жителей муниципального образования благоприятно скажется на эффективности публичных слушаний и общественных обсуждений. Это будет способствовать формированию у населения чувства причастности к политике муниципалитетов, усилению уверенности граждан в будущем, созданию благоприятного социально-психологического климата в обществе, а зачит, основная цель предложенной редакции законопроекта – вовлечение граждан в более активное участие в осуществлении местного самоуправления с большой долей вероятности будет достигнута.
Гарантии соблюдения интересов местных жителей в случаях изменения планировки территорий, генпланов, правил благоустройства и в иных значимых для населения ситуациях, сохранение баланса между полномочиями органов местного самоуправления и правами населения, будут обеспечены предлагаемыми изменениями в часть 5 статью 28 Закона 131-ФЗ. Сегодняшняя редакция указанной статьи закрепляет положения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, с учётом положений законодательства о градостроительной деятельности. Предлагаемые изменения в эту статью коснутся порядка организации и проведения общественных обсуждений, эти процессы предлагается проводить в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности. Такой нормой является статья 5.1 Градостроительного кодекса РФ.
Предлагаемая редакция законопроекта позволит не только гарантировать соблюдение интересов местных жителей и сохранение баланса между полномочиями органов местного самоуправления, но и обеспечит единообразие практики принятия решений по градостроительной тематике.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, принятие законопроекта не повлечёт социально-экономических, финансовых и дополнительных расходов из бюджетов субъектов РФ.
Единственное, но важное замечание, касающееся представленной редакции законопроекта, сделанное членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса — недостаточная проработанность вопроса вступления его норм в законную в силу. Например, остается неразрешенным вопрос, каким образом осуществлять право на участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях в электронном формате, если слушания уже объявлены до вступления норм закона в силу.
В заключенни правовой экспертизы признано возможным дать положительную оценку предлагаемой редакции законопроекта и выражена убежденность в том, что мнение Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса будет принято во внимание.