Menu Close

21.08.2019

Члены и эксперты региональной Общественной палаты провели экспертизу проектов законов Кемеровской области, касающихся изменения порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в многоквартирных домах отдельным категориям граждан.

Общественной палатой Кемеровской области рассмотрены проекты Законов Кемеровской области – Кузбасса: «О признании утратившим силу пункта 2 статьи 5 Закона Кемеровской области «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах»» (законопроект №1); «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения»» (законопроект №2).

Законопроект №1 выработан в связи с разработкой проекта Закона Кемеровской области «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан», а также для приведения практики предоставления мер социальной поддержки в соответствие с частью 2.1. статьи 169 Жилищного кодекса РФ.

Законопроект №2 выработан с целью наделения органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по предоставлению компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленной Законом Кемеровской области «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан».

В соответствии с п. 2.1. ст. 169 Жилищного кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. Пунктом 2 статьи 5 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 № 141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах» предусмотрено, что от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме освобождаются следующие категории собственников жилых помещений: одиноко проживающий пенсионер, достигший возраста 70 лет; пенсионер, достигший возраста 70 лет, если он совместно проживает только с другим (другими) пенсионером (пенсионерами), достигшим (достигшими) возраста 70 лет.

Из анализа законопроектов усматривается возможность создания условий для нарушения прав граждан, ранее получавших меры соцподдержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, то есть с 1 января 2020 года категория граждан, ранее получавшая компенсацию, останется без мер поддержки на неопределенный срок – пока не вступит в силу иной Закон Кемеровской области. Такое положение не может считаться приемлемым.

Статья 2 (отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления) законопроекта № 2 дополняется подпунктом 42: «предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленной Законом Кемеровской области «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан». Однако проект Закона Кемеровской области «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан» еще не разработан, механизм предоставления льгот не ясен, время его вступления в силу не известно.

Члены и эксперты региональной Общественной палаты усматривают возможность возникновения правового вакуума, когда в процессе реформирования законодательства одни нормы отменяются, новые не принимаются, а отдельная группа общественных отношений с участием наиболее социально незащищенных категорий граждан нуждается в особой и регулярной поддержке. Ситуацию может усугубить хронический дефицит местных бюджетов, которые без субвенций из областного бюджета не смогут обеспечить гарантию по получению мер поддержки в случае принятия законопроекта № 2.

В законопроектах не раскрывается суть неэффективности существующей системы предоставления льгот. Нет ответов на вопросы: зачем передавать обязанность по предоставлению льготы в ведение органов местного самоуправления, если нарушений действующего закона области не имеется? В чем противоречие законодательству и (или) неэффективность действующей системы предоставления льгот? Не приведет ли предлагаемое изменение к фактической рассрочке и отсрочке внесения платы за капремонт из-за дефицита местного бюджета и запаздывания субвенций из бюджета Кемеровской области? Какое количество жителей Кузбасса получают указанную льготу? Какова сумма расходов областного бюджета по этому направлению в среднем за последние три года? Как сейчас финансируются эти льготы, есть ли задержка? Как будет осуществляться финансирование после принятия законопроектов? К каким последствиям может привести изменение порядка предоставления и финансирования услуги, если, например, дефицитный муниципальный бюджет будет периодически задерживать платежи? Какие меры предполагается принять в связи с этим?

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, может возникнуть ряд неблагоприятных последствий, в их числе:

— невозможность или проблемы компенсации расходов на уплату взноса на капремонт дома отдельным категориям граждан из-за отсутствия в бюджетах муниципальных образований запланированных для этих целей средств;

— несвоевременность компенсации расходов на уплату взносов;

— параллельное регулирование общественных отношений разными нормативно-правовыми актами, при этом можно предполагать отличие и в механизмах и сроках предоставления таких компенсаций.

Принятие законопроектов, по мнению Общественной палаты Кемеровской области, может привести к умалению прав отдельных категорий жителей Кузбасса, снижению объема социальных госгарантий, созданию ситуации правовой неопределенности. Отсутствие прозрачного и понятного правового регулирования компенсации расходов на уплату взноса на капремонт после 1 января 2020 года может стать причиной возможной эскалации негативных социальных процессов в Кузбассе.

Необходимо определить судьбу Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2016 № 95 «Об утверждении Порядка и условий освобождения отдельных категорий собственников жилых помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», в соответствии с которым определяется порядок и условия компенсации расходов на уплату взноса на капремонт.

Для оценки представленных законопроектов необходима разработка и представление на экспертизу Закона Кемеровской области «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан», замещающего положения Закона Кемеровской области от 26.12.2013 № 141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах».

До принятия законопроектов необходимо осуществить расчет предполагаемого финансирования расходных обязательств законопроектов, оценить его эффективность.

По действующим сейчас нормам категория граждан, подпадающих под получение компенсации, освобождалась от уплаты расходов на капитальный ремонт, а теперь граждане обязаны будут добросовестно совершать платежи на капитальный ремонт, затем собрать определенный пакет документов, написать заявление в уполномоченный орган и только потом получить компенсацию для граждан, достигших возраста семидесяти лет, – в размере 50 процентов, восьмидесяти лет – в размере 100 процентов. То есть, процедура получения компенсации достаточно усложнится.

Возрастет финансовая нагрузка на ту категорию граждан, которым компенсация будет положена в размере 50%, а это социально незащищенная категория населения.

Сегодня практически все административные сервисы автоматизированы, а значит категорию граждан, которым по закону будет положена компенсация, достаточно просто обнаружить и автоматически сформировать необходимый пакет документов. Общественная палата Кузбасса предлагает рассмотреть возможность автоматического формирования заявления на получение компенсации.

В Общественной палате Кемеровской области полагают, что жители Кузбасса однозначно негативно воспримут предложенное нововведение, так как платить придется больше, а условия жизни от этого никак не улучшатся.

Яндекс.Метрика