Menu Close

02.04.2019

Комиссия Общественной палаты Кемеровской области по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами и ОНК провела заседание на тему «Проблемы применения статьи 30 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области».

В заседании приняли участие члены региональной Общественной палаты, депутаты областного совета, представители департамента административных органов Кемеровской области, прокуратуры, ГУ МВД России по Кемеровской области, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области.

Открывая заседание, председатель комиссии Андрей Переладов напомнил участникам заседания, что статьей 30 областного закона № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан.

С начала введения в действие Закона, с 2006 года, протоколы об указанных административных правонарушениях составлялись сотрудниками полиции.

В июле 2014 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях  были внесены изменения, согласно которым протоколы об указанных административных правонарушениях могли составляться сотрудниками полиции лишь в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашением между МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, с июля 2014 по июль 2017 года на территории Кемеровской области нормативно не были определены какие-либо должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Лишь Законом Кемеровской области от 24.07.2017 № 70-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области об административных правонарушениях в Кемеровской области» полномочия по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях были возложены на секретарей административных комиссий.

Несмотря на нормативное закрепление полномочий по составлению протоколов о данных административных правонарушениях в 2017 года, эффективность противодействия указанным правонарушениям в настоящее время ниже, чем в период времени, когда полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях были возложены на сотрудников полиции.

По информации органов внутренних дел в 2013 году в Кемеровской области было зарегистрировано 6019 сообщений о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 30 Закона, по результатам рассмотрения которых 3949 лиц привлечено к административной ответственности. В 2014 году 5032 правонарушения  — 3633 лица,  в 2017 году —  3242 сообщения и  1789 привлеченных лиц. Статистика 2018 года включает 5506 сообщений о совершении данных административных правонарушений и привлечению  3537 человек к административной ответственности.

В настоящее время собираемые сотрудниками полиции материалы не всегда содержат достаточно сведений, подтверждающих событие правонарушения (отсутствие опроса свидетелей, отсутствие формулировки – в чем конкретно выразилось нарушение тишины и покоя граждан и т.д.), либо не содержат необходимых данных о личности предполагаемого правонарушителя.

В таких случаях уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления вынуждены устранять данные недостатки, либо путем возвращения материалов в органы внутренних дел, либо путем личного выезда на место происшествия для сбора необходимых материалов. В результате проверка могла растягиваться на длительное время, что в некоторых случаях приводит к невозможности привлечения виновного лица к административной ответственности (общий срок давности 2 месяца).

Имеют место и случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать по сигналу о нарушении тишины и покоя граждан, разъясняя заявителям, что не имеют полномочий по составлению соответствующих протоколов. В таких случаях виновные лица так же избегают привлечения к административной ответственности.

 В начале 2019 года  ГУ МВД России по Кемеровской области в министерство внутренних дел России направлены протокол согласования и расчет потребности в финансовых средствах на реализацию в 2019 году указанных полномочий для внесения в Правительство РФ проекта соглашения между МВД России и  Администрации Кемеровской области о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области».

Вместе с тем, Соглашение до настоящего времени не заключено и сотрудники полиции в Кемеровской области по-прежнему не имеют полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 30 Закона.

В ходе заседания была озвучена еще одна проблема, это отсутствие возможности составления протокола об административном правонарушении с участием виновного лица. Секретарю административной комиссии не всегда открывают двери, дают объяснения. Есть квартиры, которые арендуются, и человек, шумевший вчера, уже покинул помещение, и установить правонарушителя невозможно.

В целом, участники расширенного заседания комиссии Общественной палаты Кузбасса, сошлись во мнении о необходимости обобщения практики применения статьи 30, разъяснения  секретарям административных комиссий и сотрудникам полиции норм законодательства для выработки четкого алгоритма действий по сбору и фиксации доказательств.

Вместе с тем, представители органов внутренних дел еще раз уточнили, что в случае защиты прав, не относящихся к компетенции полиции, обращение направляется в компетентный орган для составления протокола.

Общественной палатой совместно с заинтересованными организациями выработаны рекомендации в адрес органов внутренних дел, региональной законодательной и исполнительной власти:

—  рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в статью 30 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» в части уточнения понятия объективной стороны административного правонарушения «нарушение тишины и покоя граждан» и объектов правонарушения «тишина» и (или) «покой граждан»;

— подготовить проект изменений в Закон Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области», предусматривающих возложение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 30 Закона, на сотрудников полиции;

— оказывать содействие административным комиссиям органов местного самоуправления при осуществлении административного производства по фактам совершения указанных административных правонарушений;

— обобщить практику работы комиссий по применению статьи 30 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области», обратив особое внимание на работу административных комиссий.

Яндекс.Метрика