Menu Close

26.12.2018

При поддержке Общественной палаты Кемеровской области в 2018 году в области был осуществлен проект «Я – лидер» (Формирование гражданской активности воспитанников детских домов через экологические проекты), реализованный Кемеровской региональной общественной организацией «Детско-юношеский экологический парламент» (председатель правления Елена Шарифулина) на средства Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества.

Организаторы проекта увидели важную проблему: у выпускников сиротских заведений наблюдались низкая мобильность, инфантильность, социальная беспомощность, преобладание потребительских ориентиров. Картину нужно было менять, ведь современное общество нуждается в активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Развитие всех этих качеств и навыков самоуправления особенно важно для детей, ответственность за которых возложена на государство.

Управление образования города Кемерово выступило с инициативой общественного содействия государственным учреждениям в решении задачи гражданского воспитания подростков. Партнерами проекта «Я – лидер» стали отдел охраны детства управления образования администрации города Кемерово, Научно-методический центр, Кемеровский госуниверситет, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, детский дом-школа №95 города Новокузнецка, детский дом «Росток» города Анжеро-Судженска и три кемеровских детских дома – № 1, №2 и №105, а также успешные люди, готовые поделиться своим опытом лидерства.

Проект был направлен на выявление и стимулирование лидеров детского самоуправления, обучение воспитанников и педагогов детских домов современным технологиям управления и взаимодействия. Во время реализации проекта подростки встречались с депутатами, членами Общественной палаты Кемеровской области, деятелями бизнеса. Они сами смогли разработать экологические проекты благоустройства территории своего детского дома, выбрать лучший проект и сами его выполнить.

В рамках проекта «Я – лидер» была создана модель общественно-государственного содействия в решении задачи гражданского воспитания сирот, в формировании у них навыков социально активной деятельности для участия в общественной жизни своего города, региона, страны. 32 педагога прошли обучение по программе «Подготовка педагогов к организации деятельности по формированию органов детского самоуправления и гражданской активности воспитанников детских домов». 30 воспитанников стали участниками интерактивных занятий по развитию лидерских качеств. Подростки стали инициаторами экологических проектов, благоустроили территории пяти детских домов. В детском доме «Росток» Анжеро-Судженска появилась баскетбольная площадка с клумбами и лавочками, в Новокузнецком детском доме №95 ребята дали новую жизнь старому стадиону. В детских домах Кемерова появились зона отдыха с беседкой, цветочным водопадом и живой палитрой (детский дом №1), резиновое покрытие «Попрыгушки-поскакушки» (детский дом №2), теневой навес (детский дом №105). А на летней выездной Школе актива прошла ролевая игра «Выборы», в ходе которой ребята создавали экологические партии и баллотировались в президенты, демонстрируя свои лидерские качества.

На конференции, посвященной итогам проекта «Я – лидер», участники проекта и гости из 28 территорий области оценивали результаты работы. Педагоги детских домов говорили о формировании гражданской активности как способе преодоления потребительства и социальной беспомощности подростков, о проектной деятельности как педагогической технологии. Результатами психологической диагностики участников проекта поделилась Лада Александрова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета.

Кирилл Андреев из кемеровского детского дома №1 так прокомментировал свое участие в проекте: «Я десять лет в этом детском доме. Десять лет я смотрел в окно и представить не мог, что сам захочу покрасить эту беседку, да еще и других буду убеждать, что надо самим менять мир вокруг к лучшему. Теперь я поверил, что могу сам придумать что-то хорошее, убедить других, и люди помогут это сделать».

Взрослые продолжают сегодня использовать методические ресурсы проекта, вопросы применения методики формирования гражданственности стали одной из приоритетных тем работы объединений педагогов детских домов. Участники проекта координируют экологическое направление в деятельности Российского движения школьников в своем детском доме. Ребята, участвовавшие в проекте, вошли в состав органов детского самоуправления, стали командирами отрядов и групп, наставниками для младших ребят, рассказывают им об общении с интересными людьми, о выполнении заданий, о приобретенных навыках проектной работы, разрешения конфликтов, о том, как плотно, по минутам, был расписан летний день в Школе актива, и предлагают идеи для осуществления новых проектов. Год добровольца передает эстафету Году театра, старшие ребята в рамках акции «Новогодний благотворительный сезон» готовят спектакли для малышей. В Анжеро-Судженске детско-взрослый актив участвовал в организации и проведении Дня сибирского валенка – веселого праздника для горожан. Так воспитанники детских домов вовлекаются в интересные общественно полезные дела и учатся испытывать коллективное чувство гордости за свою причастность к позитивным изменениям вокруг.

Яндекс.Метрика