Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации».
Законопроект направлен на установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) как некоммерческой организации и предоставление ТОС мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителей общественно полезных услуг. Это планируется достигнуть внесением изменений в статью 27 Федерального закона № 131-ФЗ (в части установления особенностей гражданско-правового положения ТОС); в подпункт «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части особенностей сведений о ТОС, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц); в пункт 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в части дополнения перечня видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированной некоммерческой организации может быть оказана поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления, видом деятельности – развитие ТОС и поддержка гражданских инициатив по решению вопросов местного значения).
В соответствии с частями 1-4 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
По мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, объем и перечень правовых норм законодательства Российской Федерации о НКО и общественных объединениях, действие которых предлагается отменить для ТОС, в проекте федерального закона определены корректно, доступно и полно для их реализации.
Согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются ГК РФ. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Представляется целесообразным исключение ТОС из числа некоммерческих организаций, как это ранее было сделано в отношении товариществ собственников недвижимости (товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ). Предложенное законопроектом исключение ТОС из числа НКО, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации и контроля за их деятельностью, целесообразно, исходя из специфики гражданско-правового положения ТОС.Деятельность ТОС направлена на решение вопросов местного значения (интересы ограниченного круга лиц – жителей соответствующей территории), тогда как целями НКО являются значимые направления деятельности для неопределенного круга лиц. Таким образом, установленный порядок государственной регистрации отдельно для ТОС позволит всем его членам, участвующим в работе организации, получить равные права и стать учредителями при его создании.
Как считают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, меры, предложенные в проекте Федерального закона, не только будут полно и обстоятельно способствовать разрешению актуальных проблем правоприменения в области различных аспектов деятельности ТОС, в том числе проблем, связанных с формированием имущества ТОС, применением в отношении ТОС специального порядка государственной регистрации и контроля за их деятельностью, но и существенно упростят решение организационных вопросов деятельности ТОС.
Видится целесообразным введение в законодательство РФ правовой нормы, предусматривающей передачу имущества ТОС в случае его ликвидации местной администрации, поскольку это соответствует специфике гражданско-правового положения ТОС и на практике приведет к решению проблем правоприменения, связанных с судьбой имущества ТОС в случае его ликвидации. По мнению экспертов региональной Общественной палаты, содержание этой нормы полностью соотносится с общими принципами, установленными ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в отношении судьбы имущества НКО в случае его ликвидации, а также пунктом 4 статьи 49 ГК РФ.
Исходя из действующего законодательства, имущество НКО в случае ликвидации должно быть использовано на цели и задачи НКО. Соответственно, если имущество ТОС приобреталось для решения проблем ТОС, а значит на нужды его учредителей, то и использоваться оно должно для их нужд после ликвидации ТОС. Организовать такое использование не в ущерб членам ТОС может только местная администрация. Однако, отмечают в Общественной палате Кемеровской области, необходимо закрепить четкий механизм передачи имущества ликвидированного ТОС местным администрациям.
Исходя из специфики гражданско-правового положения ТОС, указанное в пояснительной записке предположение о том, что внесение сведений об учредителях ТОС в единый государственный реестр юридических лиц не потребуется, будет применяться на практике федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, без закрепления соответствующей нормы в законодательстве Российской Федерации.
Проектом Федерального закона четко определено, что заявителем при государственной регистрации территориального общественного самоуправления при его создании выступает лицо, определенное собранием (конференцией) по вопросу организации территориального общественного самоуправления, тогда как учредители (участники) ТОС это граждане, принявшие участие в собрании, конференции по вопросу его организации (осуществления территориального общественного самоуправления). Исходя из этого, действие статей 13.1, 23, 23.1 и 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об общественных объединениях» на ТОС не распространяется, а иные положения законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях применяются к территориальному общественному самоуправлению постольку, поскольку иное не установлено настоящими Федеральными законами.
То, что внесение сведений об учредителях ТОС в единый государственный реестр юридических лиц не потребуется, по мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области должно быть закреплено законодательно.
С принятием представленного законопроекта в предложенной редакции будут законодательно определены особенности регулирования деятельности ТОС как НКО; установлены особенности сведений о ТОС, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц; ТОС смогут получать меры поддержки, предусмотренные для социально ориентированных НКО – исполнителей общественно полезных услуг. Вместе с тем ТОС определено в качестве одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения.
На основании изложенного члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что предложенный законопроект подлежит рассмотрению и дальнейшему претворению в жизнь.