Menu Close

12.02.2018

Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статью 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части розничной торговли лекарственными препаратами».

Законопроектом предлагается закрепить право торговых организаций реализовывать лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

У большинства членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области при анализе представленного проекта федерального закона возникло сомнение в необходимости его принятия, некоторые согласились с ним, но с учетом существенной доработки, поскольку выводы, изложенные в пояснительной записке к законопроекту о создании дополнительных условий для экономии времени потребителей и об устранении монополии аптек, и как следствие к снижению цен на отдельные категории безрецептурных лекарств, верны лишь отчасти.

Неясно, о городах с каким населением идет речь, каково среднее время для приобретения безрецептурных лекарств и какой будет предполагаемая экономия времени. Также нужно отметить, что аптеки шаговой доступности гораздо более компактны и многочисленны, чем магазины. Этому обстоятельству не в последнюю очередь способствует процесс поглощения крупными федеральными сетями местных торговых сетей.

Почти в каждом супермаркете есть аптеки (аптечные пункты), так что экономия времени наличествует и в настоящий момент. Продажа безрецептурного лекарственного средства в аптеке сопровождается консультированием, доведением провизором необходимой информации до покупателя, что будет весьма проблематично в системе супермаркетов и иных торговых сетей. Учитывая достаточное количество аптек и аптечных пунктов, проблем для приобретения лекарств у потребителей в настоящее время нет.

«Не приведет ли реализация предлагаемых изменений к разорению аптечного бизнеса? Если предположить, что доля лекарственных средств безрецептурного отпуска в выручке велика, то для аптечного бизнеса предлагаемые изменения будут фатальны. Могут ли торговые организации обеспечить условия поставки, хранения и продажи лекарственных средств, как в системе аптек? И способен ли будет Росздравнадзор охватить контролем все точки продаж безрецептурных лекарств?» – задает вопросы Андрей Переладов, эксперт Общественной палаты Кемеровской области.

«Законопроектом предполагается внесение нового понятия «торговая организация», содержащего существенное противоречие. Это будет организация, осуществляющая розничную торговлю продовольственными товарами, которая вправе осуществлять также розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку и отпуск лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, для медицинского применения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств». То есть в первом фрагменте речь идет о лекарствах вообще, во втором – об отпускаемых без рецепта. То есть из «буквы» изложенного вытекает, что торговым организациям хранить, перевозить и отпускать можно только безрецептурные препараты, а торговать – всеми лекарственными препаратами», – отмечает Ирина Жигалова, эксперт Общественной палаты Кемеровской области.

Аптечные сети в стране в крупных, средних, малых городах и населенных пунктах достаточно развиты, исключение могут составлять отдаленные малонаселенные территории. Но там торговые предприятия настолько мелкие, что они вряд ли получат лицензию и предлагаемый законопроект эту проблему не решит. Тем, кто имеет небольшой бизнес из двух-трех аптек, придется свернуть свое дело, так как постепенно ряд лекарств уйдет в крупные сети. Будет идти монополизация фармацевтического рынка, и отчетливо ясно, что лоббистом этого документа являются торговые сети.

Безусловно, предлагаемые в законопроекте меры будут способствовать повышению уровня доступности лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, и возможно предлагаемые меры создадут конкуренцию на фармацевтическом рынке, что приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Вместе с тем, учитывая периодические распродажи товара, прежде всего, с истекающим сроком годности, и психологию покупателя, стремящегося этим воспользоваться, предлагаемые меры могут способствовать и ухудшению здоровья населения (приобретение просроченных препаратов, активно рекламируемых и т.д.).

В настоящее время нет проблем с количеством аптечных объектов (около 62,5 тысяч по стране), их доступностью. Продажа лекарств в супермаркетах может привести к росту цен: отсутствие наиболее прибыльных для аптек безрецептурных препаратов, которыми разрешат торговать в магазинах, в результате, нанесет ущерб для аптек, которые для покрытия своих убытков вынуждены будут поднять цены на другие лекарства.

«Проект предлагает слишком упрощенное решение заявленной для обсуждения проблемы продажи безрецептурных лекарств в торговой сети. В первую очередь это связано с существованием государственной концепции функционирования сети аптек, изложенной в Правилах надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 647н. Простое приравнивание торговой сети и сети аптек, как это предлагается в проекте федерального закона, приведет к коллизии концепции функционирования аптечных и торговых сетей, – утверждает Андрей Переладов. – Существующий правопорядок будет подразумевать, что на торговые сети автоматически перейдет весь объем обязанностей аптечной сети».

«Наличие лицензии на фармацевтическую практику недостаточно для добросовестной деятельности по торговле лекарственными препаратами. На торговые организации должны распространяться и Правила надлежащей аптечной практики, — считает Дмитрий Данцигер, эксперт Общественной палаты Кемеровской области. – Требования, закрепленные Правилами надлежащей аптечной практики, установлены для осуществления розничной торговли аптечными организациями, ИП, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармдеятельность и т.д., тогда как торговые организации среди них отсутствуют. Соответственно, несоблюдение Правил надлежащей аптечной практики является правовым пробелом в данном законопроекте».

По мнению экспертов и членов Общественной палаты Кемеровской области, в связи с принятием закона может возникнуть больше неудобств и рисков. Его принятие не будет способствовать решению проблем повышения качества лечения, безопасности использования лекарственных препаратов и здоровья населения в целом.

Невозможно предугадать возможные негативные последствия этого решения, не имея (в отличие от западных стран) перечня медикаментов, разрешенных к продаже в торговых организациях. У нас отсутствует какой-либо адекватный контроль за соблюдением срока годности продаваемых продуктов питания, что уже говорить о медикаментах, которые требуют определенных условий хранения и строгого соблюдения срока годности.

Принятие законопроекта может привести к всплеску самолечения, распространению контрафактных, фальсифицированных препаратов, отсутствию учета лекарственных препаратов, дефициту рецептурных препаратов и росту цен.

Среди возможных рисков стоит отметить: отсутствие необходимой квалификации у персонала торговых сетей для грамотной консультации потребителей о свойствах и побочных эффектах, возможном конфликте препаратов; отсутствие надлежащих условий хранения медикаментов и их отпуска потребителям. Принятие законопроекта может принести негативные последствия: увеличение риска бесконтрольного приема лекарственных средств населением, вероятность незаконной продажи лекарственных препаратов несовершеннолетним лицам, что может способствовать вовлечению несовершеннолетних лиц в лекарственную зависимость.

Из-за продажи безрецептурных лекарственных препаратов в продуктовых сетях и других торговых организациях могут вырасти цены на жизненно важные и рецептурные препараты. Если аптеки будут реализовывать только рецептурные лекарственные препараты, то цены на жизненно важные лекарства соответственно вырастут. Только за счет повышения стоимости всей продукции аптеки смогут покрыть выпадающую часть дохода, поскольку большую часть прибыли приносила реализация именно безрецептурных лекарственных препаратов.

Уровень цен на безрецептурные лекарства при разрешении их продажи в торговых сетях может вести себя разнонаправленно. Цена может либо значительно снизиться, если торговая сеть обладает достаточным экономическим потенциалом для демпинга, либо, наоборот, вырасти с учетом дополнительных затрат на лицензирование, обустройство торговых мест и мест хранения и т.д.

«Увеличение числа точек по продаже лекарственных средств может привести к их удешевлению, что приведет к конкуренции среди поставщиков. Подобная практика таит опасность появления контрафактной продукции по более низким закупочным ценам. В этой связи, учитывая аналогичную зарубежную практику считаем, что необходим не только особый контроль и лицензирование организаций, но и закрытый перечень безрецептурных лекарственных препаратов, отпускаемых в торговых сетях и магазинах», — отмечают Альберт Милевич и Алексей Михайлец, эксперты Общественной палаты Кемеровской области.

Очевидно, что торговля лекарствами потребует внесения существенных изменений в организацию торговой деятельности, физические параметры торговых помещений, мест приемки, хранения лекарств (соблюдение температуры, влажности и т.д.), в состав и квалификацию персонала, будет необходим контроль за качеством препаратов (это означает постоянное взаимодействие с Росздравнадзором). В качестве плюса следует отметить, что не исключена возможность положительной динамики трудоустройства лиц с медицинским (фармацевтическим) образованием. Однако фактор повышенного спроса может отрицательно сказаться на уровне профессионализма персонала.

В Общественной палате Кемеровской области считают, что коррупционная составляющая в какой-то степени имеет место быть, так как безрецептурные лекарственные препараты составляют почти 50% коммерческого сегмента лекарственного рынка. Именно этот фактор стал привлекательным для торговых организаций. И лишь торговые организации заинтересованы во вступлении в силу нового законопроекта.

Проект федерального закона, предложенного для изучения и анализа, не проработан в должной степени, не учтен опыт иностранных организаций, не проработана экономическая составляющая законопроекта, особенно прогнозная часть последующего функционирования торговой и аптечной сети; не предусмотрены риски; он является несостоятельным и не может быть принят для дальнейшего его применения.

Яндекс.Метрика