В рамках общественной экспертизы Общественная палата Кемеровской области рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного экологического контроля (надзора)».
В ходе обсуждения законопроекта эксперты региональной Общественной палаты пришли к выводу, что наделение контрольных служб перекрестными полномочиями в части лесной охраны, охраны животного мира, рыболовства и охотничьего надзора, необходимо, так как у государственных инспекторов появится возможность пресекать правонарушения в смежных областях экологического надзора.
«Однако, что касается основного довода авторов законопроекта о сохраняющейся актуальности нарушений в сфере незаконной добычи биоресурсов, то приводимый довод, — полагают члены и эксперты ОП КО, не обоснован данными, нет расшифровки сути нарушений, их причин и личности нарушителей. Примечательно, что в обосновании отсутствуют разграничения на нарушения, совершенные в разных сферах лесной, водной охраны, охотничьего надзора и в сфере рыболовства».
По мнению Общественной палаты Кемеровской области, в законопроекте нарушаются фундаментальные принципы науки административного управления: принципы распределения и нормативного установления функций и полномочий, принцип отраслевого и межотраслевого управления, принцип линейности и функциональности и др.
Законопроект содержит и «плюсы» и «минусы». Если рассматривать целесообразность дополнения составов административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и т.п. то, по мнению экспертов, дополнение составов административных правонарушений будет способствовать предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, что позволит снизить уровень незаконной добычи (браконьерства). Однако, методом элементарного логического построения в ходе анализа законопроекта, напрашивается вывод, что на должностных лиц с общей (солидарной) компетенцией в области надзора фактически ложиться двойной объем обязанностей, двойная компетенция и двойная подконтрольная территория. И хотя у государственных инспекторов появится возможность пресекать правонарушения в смежных областях экологического надзора, весь объём работы у указанных лиц удвоится, что повлечет за собой определенные негативные последствия.
Безусловно, считают в Общественной палате Кемеровской области, самоподготовка государственных инспекторов, проведение обучающих семинаров, разработка дополнительных методических указаний и инструкций, обмен опытом между областями экологического надзора позволят повысить профессионально-квалификационный уровень государственных инспекторов. Однако, увеличение интенсивности трудовых функций в плане квалификационных требований, объема работы должно повлечь справедливое увеличение заработной платы, поскольку меняются существенные условия труда. В связи с этим довод авторов законопроекта о не увеличении бюджетных расходов выглядит маловероятным.
Подводя итог общественной экспертизе, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, пришли к единому выводу, что необходимость принятия изменений в федеральное законодательство по предлагаемому законопроекту надлежащим образом не обоснована. Проект федерального закона нуждается в значительной доработке.