Menu Close

07.12.2016

Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона № 15810-7 «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 169 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации».

В ходе проведения общественной экспертизы рассматриваемого законопроекта члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области отметили, что все понятия и процедуры законопроектом четко определены и прописаны. В новой редакции статьи 299 УК РФ уголовная ответственность наступает не только за привлечение к уголовной ответственности, но и за сам факт возбуждения уголовного дела, что, безусловно, является большей гарантией защиты от правового беспредела. Также не вызывает возражений и передача расследования уголовных дел, возбужденных по статье 299 УК РФ, в орган, который занимается только расследованием уголовных дел, в отличие от других правоохранительных органов, которые занимаются оперативной, розыскной и другой деятельностью.

«На наш взгляд, теоретически предлагаемые меры законопроекта должны способствовать усилению ответственности должностных лиц правоохранительных органов за совершение действий, повлекших необоснованное уголовное преследование предпринимателей и прекращение ими хозяйственной деятельности. Однако на практике остается неясным вопрос сбора доказательной базы и правоприменительной практики, — прокомментировал внесение измененийруководитель рабочей группы Общественной палаты Кемеровской области по регламенту и этике, исполнительный директор Кемеровского областного отделения Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Станислав Черданцев.

К сожалению, сегодня имеется порочная практика, когда недобросовестные конкуренты, иные лица, прибегая к помощи работников правоохранительных органов, пытаются «отобрать» бизнес, устранить конкурента, в связи с чем необоснованно возбуждаются уголовные дела,  в результате чего разрушается успешный бизнес, наносится вред развитию предпринимательства, создается неуверенность, страдает экономика, теряется доверие и авторитет институтов власти.   В этой связи  предлагаемые новеллы, являющиеся  одним из инструментов, позволяющих защитить предпринимателей от незаконных действий работников правоохранительных органов, безусловно целесообразны и подлежат внесению в проект закона.

«Если оцениватьсроки лишения свободы, предусмотренные в законопроекте, за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела с точки зрения их соответствия характеру и степени общественной опасности содеянного, а также с точки зрения соотношения с иными нормами особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ответственность за преступления против правосудия, то мы считаем, что  они соответствуют характеру и степени общественной опасности содеянного. Хотя есть определенная озабоченность, — говорит Николай Янкин,  член Общественной палаты Кемеровской области, председатель Общественной  наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.- Например, санкция статьи 299 УК РФ, действовавшая и ранее, также была достаточно строгая — до 5 лет, однако, каких-то реальных уголовных дел особо не возбуждалось. Поэтому ужесточение наказания не должно являться самоцелью, хотя в этом также усматривается превентивность предупреждения для совершения преступления. Необходимо, чтобы статья реально работала. Для этого, как вариант, можно поднять уголовные дела 1-2 годичной давности и возобновить расследование».

Как полагают в Общественной палате Кемеровской области, при создании условий для исключения возможности давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования, было бы уместно, наряду с предложенными правовыми нормами, ввести более жесткую регламентацию действий следователя по возбужденному уголовному делу данной категории. А именно установить четкие критерии при применении меры наложения ареста на имущество, ввести ответственность за изъятие документации, заведомо не имеющей отношения к расследуемому уголовному делу. В большинстве случаев длительное предварительное следствие приводит к разорению предпринимателей. Кроме этого, в региональной Общественной палате согласились с установлением   нижнего порога причиняемого крупного ущерба в размере 1,5 млн. рублей, так как это   обоснованно с экономической и юридической точки зрения.

Яндекс.Метрика