Menu Close

08.11.2016

В Общественной палате Кемеровской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона №3324-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья».

В рамках проводимой общественной экспертизы мнения членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области по предлагаемым нормам законопроекта разделились. Если одни считают, что меры, предлагаемые проектом федерального закона, будут способствовать усовершенствованию правового регулирования безопасности отдыха детей, так как в нём конкретизированы полномочия органов исполнительной власти, установлен порядок организации отдыха и оздоровления детей, обеспечения их безопасности, а также единые требования к деятельности организаций, укомплектованность их штата необходимыми специалистами. То другие, напротив, полагают, что законопроект во многом формальный, устанавливающий общие полномочия органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, в первую очередь, обратили внимание на то, что законопроект не совсем обоснованно уравнивает и объединяет процессы отдыха и оздоровления детей. Отдых не всегда может являться процессом оздоровления (усталость – это не болезнь). Кроме того, проект регулирует образовательные процедуры, которые по родовым признакам не являются ни отдыхом, ни оздоровлением. Указание «летнего» отдыха, при наличии «сезонных» и «круглогодичных», является излишним.

«Для реализации целей рассматриваемого законопроекта наиболее продуктивным является разработка федерального стандарта детского отдыха, сопряженного с их дополнительным образованием, — считают в региональной Общественной палате. — Смысл всех вносимых изменений, предлагаемых в законопроекте – обязать исполнительную власть на местах, усилить контроль и ответственность за организацию детского отдыха и оздоровления детей. Возможно, организационные моменты улучшатся, но для полного контроля этого недостаточно».

«Сейчас вся ответственность за организацию детского отдыха лежит на руководителе учреждения, его осуществляющего, и на руководителях направляющих и транспортирующих организаций (в вопросах доставки детей до места отдыха). Законопроект же возлагает контроль за организацию детского отдыха непосредственно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, введение формирования и ведения Федерального реестра сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления будет стимулировать власть следить за его заполнением и содержанием и не выглядеть «непривлекательно» на фоне учреждений других регионов, — уверен член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по социальной политике и качеству жизни населения Евгений Агеев. – Плюс у самих же учреждений появится возможность отслеживать регионы с низким уровнем оказания услуг и предлагать свои услуги гражданам этих регионов».

По мнению эксперта Общественной палаты Кемеровской области Софьи Симаковой, «проблема летнего оздоровления в бюджетных учреждений, где преимущественно отдыхают наши дети, как правило, в недостаточности финансирования и устаревшей материально-технической базе. «Чтобы открыть оздоровительный сезон, на очень многие вещи «закрывают глаза», так как в муниципалитетах отсутствуют средства на их устранение».

Как отметили члены региональной Общественной палаты, основные положения законопроекта, касающиеся мер по осуществлению общественного контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей, содержатся в статье 12 рассматриваемого проекта федерального закона. По сути, они представляют собой только общую фразу об обязанности организации, оказывающей услуги, обеспечить возможность для осуществления контроля.

«Уровень общественного контроля за организациями в сфере организации отдыха и оздоровления детей в идеале должен, конечно, достаточно повыситься, в том случае, если фактически этому будет способствовать создание открытого и общедоступного федерального реестра, содержащего сведения об организациях детского отдыха, — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Александр Юган. —  Например, в реестре, на наш взгляд, обязательно должны быть указаны предписания всех надзорных органов, осуществляющих контроль за деятельностью учреждения, а ответственность за заполнение реестра несет не только учреждение, но и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

Законопроектом предлагается введение меры, предусматривающей установление общих требований к туристским маршрутам при прохождении их детьми и порядке организации прохождения туристских маршрутов детьми. По словам члена Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области Александра Короткова, это предлагаемая норма должна упорядочить эту сферу деятельности и повысить безопасность детей, находящихся на туристских маршрутах.

Полностью согласен с коллегой и председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Ярослав Литвин: «Данная мера направлена на повышение безопасности пребывания детей в организациях отдыха, так как позволяет заблаговременно оценить опасность тех или иных направлений движения и исключить из маршрута. Кроме того, это позволит обеспечить оперативность реагирования уполномоченных органов власти ввиду их осведомлённости о месте и длительности прохождения маршрута. Это скажется положительно на безопасности детей».

По экспертному мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, законопроектом предлагается обширный перечень обязанностей организаций, что обеспечит повышение качества и безопасности отдыха и оздоровления детей. Среди основных обязанностей, обеспечивающих повышение безопасности отдыха и оздоровления детей, можно выделить обеспечение соблюдения требований антитеррористической защищенности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также предоставление  законным представителям детей информации об условиях отдыха и о состоянии здоровья ребёнка.

«Однако, хотя обязанности, например, с прописанием маршрутов следования, увеличились, то механизм осуществления контроля этих изменений законопроектом не предусмотрен. Нужно чётко отделять контрольные (надзорные) полномочия органов исполнительной власти, их правотворческие полномочия и ответственность исполнителя услуг за их качество», – полагают в региональной Общественной палате.

По мнению эксперта Общественной палаты Кемеровской области Андрея Переладова, принципиально неправильно определять «сферы ответственности» через установление органов публичной власти, имеющих определённые надзорные полномочия в рассматриваемой сфере: «Во-первых, поскольку мы ведём речь об оказании услуг по оздоровлению и отдыху детей, то, в первую очередь, ответственность должна нести организация, оказывающая такие услуги; во-вторых, сфера оказания услуг, описываемых в законе, контролируется органами федеральной исполнительной власти: МВД (полицией), Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Ростуризмом и соответствующими отраслями законодательства; в-третьих, исходя из текста статей 1, 4, 5 законопроекта (ч. 4 статьи 12, ч. 2 ст. 121),  ряд критериев для работы организаций, ещё предстоит выработать и апробировать профильными ведомствами. В целом простое перечисление общих фраз об ответственности организации за соблюдение общих требований закона, кардинально ситуацию не меняет».

«Необходимо конкретизировать каждую обязанность организаций отдыха и оздоровления детей, предлагаемых в законопроекте, для повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей», — подвели итог общественной экспертизе законопроекта в Общественной палате Кемеровской области.

Яндекс.Метрика