Menu Close

31.03.2011

           Как приобщить современную молодежь, избалованную Интернетом, к чтению? На этот вопрос пытались найти ответ участники круглого стола, проведенного комиссией Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию в Кемеровской областной научной библиотеке им. В.Д. Федорова.
            Россия сегодня из «читающей» страны превратилась в «почитывающую». Наиболее популярными сегодня являются бульварные романы, периодика, модные новинки. Для многих издательств приоритетным и выгодным является издание популярной литературы, той, которая будет продаваться. К сожалению, об этом говорят результаты исследований, проводимых в стране социологами и работниками библиотек.
          «Все это результат того, что снизилась доступность наиболее ценных с художественной и научно-популярной точки зрения изданий, невозможно стало получать массовую информацию о новинках книжного рынка, произошла деградация информационного содержания периодических изданий, — считает председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию, профессор Александр Коновалов. — В чтении даже самых образованных и продвинутых читательских групп сегодня очевидны ориентации на пассивный тип культурного поведения и потребления, отсутствие аналитического интереса к окружающей современности во всех ее противоречивых чертах, склонность к развлечению, усреднение вкусов. Помимо всего этого, технологическая революция изменила стандарты получения информации», — добавляет он.
             Как показывают исследования, лидерами обращения к Интернет-каналам как источникам печатной информации являются самые молодые россияне: 18% их читают через Интернет учебную литературу, 12% — специальную, каждый десятый — художественную. Количественно еще более мала подгруппа, пользующихся аудиокнигами — она составляет лишь 4% опрошенных.
            «Огорчает тот факт, что сегодня у молодежи отсутствует интерес к чтению наших великих классиков. Школьные, сельские библиотеки устарели, и это при том, что в сельской местности библиотека – единственный доступный источник информации. Печально и то, что многие родители в процессе воспитания своих детей забывают, что любовь к книге начинается в семье. Сегодняшние новшества в компьютерных технологиях, развитие Интернета, бесспорно, способствуют прогрессу и развитию общества. Но при этом, нельзя допустить того, чтобы все это не мешало развитию культуры чтения», — говорит председатель комитета по вопросам образования, культуры, и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области Галина Соловьева.
            На проблему с другой стороны взглянула доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации КемГУКИ Наталья Гендина. Она выразила озабоченность тем, что сегодня в Кемеровской области 42% школьников и студентов имеют низкий уровень работы с книжным текстом. Причем она отметила, что проблема эта общемировая: повсюду чтение в наши дни превращается в форму досуга, а не серьезного интеллектуального занятия. «У нас в Кузбассе есть такое направление, и мы им занимаемся – информационная культура личности, – пояснила Наталья Гендина. – Учим тому, что чтение – это серьезный процесс, при котором нужно прилагать усилия. У меня есть десять экспериментальных площадок: мы учим учителей, учим библиотекарей тому, что мир изменился, что появились новые запросы у человека».
            Свое отношение к проблеме чтения выразили и студенты. «Работой с молодежью занимаются, в основном, очень взрослые люди. Им не хватает гибкости мышления, и если у молодых появляется нигилизм к каким-то вещам, то, может, стоит сменить акценты? Может, эти вещи уже и не нужны, стали», — отмечает студент Кемеровского государственного университета Андрей Демьянюк.
           Обсудив проблему с разных точек зрения, участники круглого стола сошлись во мнении, что в области необходима региональная программа развития интереса к чтению у молодежи, проблему кризиса библиотеки и книги можно решить только в системе. Кроме того, были сделаны выводы о необходимости рекламы чтения, развития системы электронных библиотек на сайтах школ и вузов, популяризации книги через СМИ, проведении «буккроссингов». Отмечено, что все эти методы давно взяты на вооружение в США, Европе и многих других точках планеты.
 
 
  
Яндекс.Метрика