Menu Close

29.10.2015

Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разработанный Минюстом России.

По мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, установление предложенного подхода не является актуальным, поскольку в настоящее время такая система государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации уже сложилась. Исходя из доктрины «заведомо слабой стороны» предпринимателя перед государством был принят Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванный ограничить чрезмерный государственный контроль бизнеса. Органы государственной власти, являясь составной частью публичного механизма, не могут обладать подобным иммунитетом «слабой стороны» и даже наоборот, должны быть подвергнуты усиленной ревизии.

«Не следует забывать, что ограничение государственного контроля неминуемо должно повлечь за собой ограничения и общественного контроля, так как общественный контроль, в том числе, осуществляется посредством альтернативности механизма ревизии деятельности любого органа исполнительной и представительной власти субъектов РФ и их должностных лиц. Поэтому ограничения государственного контроля снизит эффективность контроля общественного», — уверены эксперты Общественной палаты Кемеровской области.

В рассматриваемом проекте федерального закона отсутствует механизм проведения проверок, обоснование их необходимости, процедура оформления результатов проверки, а также меры, которые должны быть приняты должностными лицами органа государственного контроля (надзора) и так далее. Остается неясной соотносимость предмета государственного контроля, определенного в части 2 статьи 292 законопроекта, с уже существующими функциями прокурорского надзора. Не установлено, какие именно государственные органы будут уполномочены на осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью должностных лиц и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 292 проекта закона). Будут ли это вновь созданные федеральные структуры, с функцией контроля (надзора) за деятельностью должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, или эти функции будут возложены на уже существующие федеральные органы государственной власти.

«Установление периодичности проведения проверок одного раза в два года нецелесообразно. Более того, установление указанной в законопроекте периодичности проведения проверок будет нарушать права и законные интересы граждан России и юридических лиц, так как они будут в соответствии с законом обжаловать действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в органы контроля, но смогут получить весь объем реальной защиты только раз в два года», — отмечают члены Общественной палаты Кемеровской области.

По общему правилу, установленному в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», периодичность проведения плановых проверок составляет 3 года. В пояснительной записке к проекту федерального закона не приведено обоснования установления двухгодичного периода проведения плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, перечень оснований для проведения внеплановых проверок избыточен, в частности, неопределенность термина «массовость нарушения прав граждан», указанного в части 7 статьи 292 проекта закона, является коррупциогенным фактором, устанавливающим широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Члены и Экспертный состав Общественной палаты Кемеровской области, мнение которых разделяет и депутатский корпус Кемеровской области, в рамках проведения общественной экспертизы пришли к единому выводу: «В таком варианте данный законопроект не может быть рекомендован к принятию в основной закон, он должен быть доработан. Со своей стороны предлагаем дополнить законопроект следующими положениями, учитывающими специфику работы, исполнения полномочий законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо установить, что именно будет являться предметом проверки в случае в случае ее проведения в законодательном (представительном) органе государственной власти. Нужно разработать механизм привлечения к ответственности, если по результатам проверки будут выявлены нарушения, учитывая коллегиальность законодательных (представительных) органов государственной власти. Также следует учитывать, что законодательные (представительные) органы государственной власти не оказывают государственные услуги гражданам, не имеют административных регламентов оказания государственных услуг. Надеемся, что наше мнение будет учтено на заседании «нулевых чтений» этого проекта федерального закона в Общественной палате Российской Федерации».

Яндекс.Метрика