Menu Close

29.08.2022

Требуется равный доступ к рекламным возможностям

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса проведена правовая экспертиза проекта федерального закона №160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций).

Не все рецензенты согласились с принятием представленного законопроекта в предложенной редакции, высказав ряд замечаний.

Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Проектом Федерального закона предлагается, в том числе, решением Правительства Российской Федерации  определить единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений, который будет обеспечивать соответствие к распространению цифровой рекламы общим отраслевым стандартам и законодательным требованиям.

Для компаний в сфере цифровой рекламы будут созданы возможности, обеспечивающие профессиональную коммуникацию, консультирование и адаптацию материалов с учетом особенностей целевой аудитории.

Вместе с тем, основная мотивировка законодателя о стремлении обеспечения контроля за качеством контента не объясняет инициативу наделить единственного оператора правом размещения цифровых конструкций на ключевых локациях субъектов РФ.

Соответствующие поправки в Федеральный закон «О рекламе» были приняты в первом чтении 15 июля 2022 года. Инициатива вызвала огромный резонанс в профессиональном сообществе, появилось множество сторонников и противников.

Речь идет о наведении порядка, выведения индустрии из «серой зоны» и легализации всех ее участников, особенно в регионах. Одно из самых больших опасений противников законопроекта состоит в том, что он приведет к уничтожению рынка наружной рекламы в России. По мнению членов общественной организации «Опора России», монополизация — один из ключевых рисков, который может привести к «банкротству сотен компаний и сокращению десятков тысяч рабочих мест». Такие опасения разделяют и некоторые другие участники рынка, не придавая особого значения тому, что единым оператором станет негосударственная компания и за ее деятельностью будут пристально следить Минцифры и ФАС.

В столицах и крупнейших региональных центрах цифровой рекламный бизнес структурирован и отчасти прозрачен. При этом, на периферии происходит полный  хаос. Рекламные конструкции используют без разрешения на установку и эксплуатацию, государство не получает от этого доходов в виде налогов. Ответственность за контент находится в ведении надзорных органов, тогда как механизм оперативного контроля для предотвращения распространения незаконного контента на цифровых рекламных конструкциях, как показывает практика, отсутствует.

Еще один немаловажный аспект: рынку не хватает управляемости и оперативного контроля, особенно, когда дело касается социальной рекламы. Зачастую с ней работают по остаточному принципу. Объединение рекламных цифровых конструкций в единую инфраструктуру увеличит эффективность социальной рекламы, удобство ее размещения и объемы охватываемой аудитории по всей стране.

Законопроектом затронуты не только цифровые рекламные носители, но и часто используемые порталы с объявлениями  — «Авито», «Юла» и другие, что особенно важно для обывателя, зачастую продающего или покупающего товары на этих порталах.  Единый портал объявлений необходим, чтобы избавиться от различного рода мошеннических схем. Нередко потенциальный покупатель или продавец становятся жертвой обмана и не каждый обращается в полицию. Кроме того, площадки не являются исключением для размещения контрафактного или краденого товара. На черном рынке формируются группировки, похищающие денежные средства у пользователей через сайты с объявлениями, персональные данные не защищены.

Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди граждан 18 лет и старше, инициативу создания единого российского сервиса для размещения объявлений на интернет-сервисах положительно оценивают 54% россиян. По мнению 62% граждан, государству необходимо контролировать такой ресурс.

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса  считают, что пункт 10 статьи 201 Законопроекта противоречит пункту 5 указанной нормы. В частности, согласно пункту 10, предпринимательская деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг на территории Российской Федерации осуществляется исключительно единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений. Иным лицам запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг на территории Российской Федерации в форме электронных досок объявлений, тогда как в соответствии с пунктом 5, наоборот, физические лица обязаны размещать электронные объявления о реализации товаров и услуг в электронной форме в информационном ресурсе размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений.

Кроме того, в этих статьях не отражено, что пользователи социальных сетей не попадают под действие закона. Таким образом, законопроект не распространяется на  различные группы подачи объявлений в  социальной сети. Например, можно создать социальную сеть с акцентом на объявления и закон не будет на него распространятся.

Участникам проведения общественной экспертизы представляется, что необходимо контролировать состав цифровой наружной рекламы на территории Российской Федерации, особенно в условиях продолжающейся спецоперации на Украине. Однако, создание единого оператора, действующего по всей стране, может создать исключительные условия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Монополизация недопустима, а законопроект предлагает весь контент «загнать» под единого оператора-монополиста. Также не менее опасная история про «объявления граждан». С одной стороны, власти стремятся в законах обеспечить рост экономики, с другой — «законтролировать» микробизнес с его рекламными площадками. Общественники полагают, что цель законопроекта достигнута не будет, так как не будет роста товарооборота.

С учетом изложенного, в заключении экспертизы сделан вывод что принятие законопроекта преждевременно, требуется доработка в части прозрачности предоставления равных возможностей рынка для отечественных компаний.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика