Menu Close

29.03.2023

Туристический сбор для новых курортов вводить рано

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса провели правовой анализ проекта федерального закона № 202320-8 «О туристическом сборе и внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Мнения участников общественной экспертизы разделились. Одни считают законопроект обоснованным, необходимым к принятию. Однако, большинство из членов и экспертов региональной Общественной палаты  с представленным проектом документа не согласились.

Они отметили, что законопроект базируется на результатах тестового  введения курортного сбора, в который были включены регионы с довольно разными объемами туристских потоков. Для Республики Крым и Краснодарского края такой сбор можно считать оправданным.

В отношении Алтайского края и Ставрополья, с их относительно небольшими турпотоками, которые уступают количеству туристов в Кузбассе за рассматриваемый период, результаты эксперимента были неоднозначны и заставляют задуматься о том, так ли необходим туристический сбор многим регионам Российской Федерации и, особенно, Сибирскому федеральному округу.

На данный момент, в Кузбассе действует одна полноценная туристская локация – ГЛК «Шерегеш». В сезоне 2021–2022 г. знаменитый кузбасский горнолыжный курорт посетили более 2 миллионов туристов. Однако, следует оценить возможные риски, прежде чем вводить туристический сбор для гостей Шерегеша. С учетом развития горнолыжных курортов в Хакасии, Красноярском и Алтайском краях, Республике Алтай, и, соответственно, растущей конкуренции, введение подобного сбора может снизить число туристов из регионов Сибирского федерального округа.

Деятельность федеральных туроператоров PegasTouristik, FUN&SUN, Coral, AnexTour, создавших специальные чартерные программы для туристов из европейской части Российской Федерации, привела к удорожанию услуг в сезоне 2022–2023 г., что сказывается на возможностях посещения ГЛК «Шерегеш» жителями Кузбасса и туристами из соседних сибирских регионов. В этой ситуации, введение дополнительного туристического сбора общественники посчитали нецелесообразным.

К тому же горнолыжный курорт Шерегеш находится на этапе серьезной модернизации. Идет строительство очистительных сооружений, улучшение водообеспечения и электроснабжения, газификация. Реализуются инвестиционные проекты Сбербанка и «УГМК-Застройщик», компании «AzimutHotels». Строится аэропорт ООО «Новопорт Холдинг», идет новая застройка в поселке Шерегеш.

Процесс сопровождается определенными рисками для собственников средств размещения, особенно для среднего и малого бизнеса, доходы которого могут сокращаться. Вводить туристический сбор сразу после утверждения законопроекта Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом в этой ситуации — неуместно.

Тем более, нежелательно вводить туристический сбор для других туристических мест Кузбасса, где количество туристов намного меньше, чем в Шерегеше.

В целом, развитие туриндустрии в Кузбассе находится в стадии роста, когда руководство, муниципальные территории, финансовый сектор и предприниматели решают вопросы развития туристской инфраструктуры, ищут пути и возможности для привлечения туристов как из регионов Сибирского федерального округа, так и из европейской России. Введение дополнительного сбора с гостей нашей области может навредить не только продвижению региона, но и создать определенные проблемы для дальнейшего развития сектора туризма и гостеприимства.

Общественники отметили, что запуск туристического сбора возможен тогда, когда туристские объекты заработают в полную силу. Например, после завершения строительства аэропорта в 7 км от поселка Шерегеш у горы Тулгашты и увеличения его пропускной способности до 700 тыс. туристов.

Учитывая, что предлагаемый законопроект предусматривает наделение субъектов РФ правом самостоятельно, на основе предложений муниципальных образований, принимать решение о введении туристического сбора, определять его размер, а также устанавливать дополнительные категории лиц, освобождаемые от уплаты туристического сбора, апробация процедуры туристического сбора могла бы осуществляться в аэропорту по прибытии гостей.

Более того, члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса полагают, что величина сбора в разных регионах должна быть обоснованной.

Важно, чтобы собранные средства расходовались четко на развитие и содержание объектов курортной инфраструктуры, расположенных в курортных зонах. Например, на озеленение парков, скверов, содержание пляжей, благоустройство набережных. Необходимо установить жесткий контроль за работой операторов туристического сбора для исключения фактов коррупции.

В заключении общественной экспертизы сделан вывод, что законопроект нуждается в концептуальной и правовой доработке, в предложенном варианте к принятию он не может быть рекомендован.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика