Положения об ужесточении требований к автовладельцам — несвоевременны
Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является установление механизма запрещения эксплуатации неисправного транспортного средства.
Анализ представленного законопроекта показал, в целом, несогласие рецензентов с его содержанием.
Безусловно, учитывая социальную значимость положений законопроекта, одни члены Общественной палаты считают его актуальным, необходимым, позволяющим достичь целей, указанных в пояснительной записке, так как безопасность на дорогах, а эксплуатация неисправного автомобильного транспорта — одно из важнейших запросов общества. В связи с этим, предлагаемые изменения позволят исключать из процесса дорожного движения транспортные средства, создающие угрозу его участникам.
Другие же участники экспертизы высказали противоположное мнение.
Например, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 1 статьи 19 которого перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени на законодательном уровне не определены механизмы, позволяющие исключить из участия в дорожном движении транспортные средства при наличии их неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация, и законопроект точно не определяет эти механизмы.
Недавно был принят и действует закон об отмене обязательного технического осмотра транспортного средств, и сегодня представлен законопроект о приостановке эксплуатации в связи с неисправностью автомобиля, установленной при техническом осмотре.
Исходя из формулировки в проекте документа, буквально любой сотрудник полиции на дороге может выявить опасные для эксплуатации неисправности и без апелляции признать автомобиль «опасным», внеся данные об этом в общую базу. Проводившие экспертизу посчитали, что данное обстоятельство является коррупционным фактором, так как не все автовладельцы имеют возможность приобретения нового автомобиля, а в любом подержанном транспортном средстве можно найти много разных недостатков и счесть их неисправностями, подлежащими внесению в базу для приостановки эксплуатации. Существует вероятность того, что участники дорожного движения, во избежание этих последствий, начнут искать пути решения проблемы неправовыми средствами.
В течение двух дней автомобиль в результате действий неопытного сотрудника либо умышленно может оказаться причиной непредсказуемых затрат для владельца транспортного средства.
Также, возникли вопросы об отсутствии уверенности, что новый внеплановый технический осмотр будет достоверным и о времени, которое понадобится для исключения из информационной системы.
Проводившие экспертизу высказали сомнение в возможности устранить неисправности в семидневный срок из-за дефицита запасных частей, который уже образовался вследствие экономических санкций. Могут потребоваться крупные суммы в условиях приостановки работы дилеров, а также недостаточности на товарном рынке операторов, оказывающих услуги по проведению технического осмотра.
Проводившие экспертизу законопроекта члены Общественной палаты Кузбасса посчитали введение в настоящее время законодательных норм, предусматривающих возложение обязанности по оплате технических осмотров и диагностических карт на автовладельцев нежелательным. В этой связи, они предложили отказаться от указанной нормы при обсуждении законопроекта, оставив механизм запрещения эксплуатации транспортного средства с очевидными техническими неисправностями, не требующими экспертной оценки, но создающего угрозу участникам дорожного движения.
В заключении общественной экспертизы законопроекта сделан вывод, что проект документа нуждается в существенной доработке и не может быть принят в представленной редакции.
Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроектов.