Menu Close

28.06.2022

Региональное законодательство – на страже детства

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса проведена  правовая экспертиза проекта закона Кемеровской области – Кузбасса «О внесении изменений в статью 25-3 закона Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области» и статью 31-6 закона Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области».

Региональный законопроект, в основе своей, опирается на положения Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и внесен в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению мер по недопущению нахождения детей на объектах, на территориях, в помещениях и местах, нахождение в которых может причинить вред.

Согласно части 8 статьи 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ, законами субъектов РФ за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями или лицами, их заменяющими, лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.

В связи с этим, учитывая негативные тенденции криминогенной обстановки в Кузбассе среди несовершеннолетних, предлагаемые меры являются допустимыми и, в целом, обоснованными.

Тем более, что статья 25-3 закона Кемеровской области № 11-ОЗ в нынешней редакции не позволяет реализовать в полной мере цели нормативного регулирования – содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда. Так, фабула этой статьи предусматривает обязанность граждан, а также представителей уполномоченных органов, незамедлительно уведомлять родителей ребенка или лиц, их замещающих, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и органы внутренних дел в случае обнаружения ребенка, находящегося в местах, указанных в статьях 25-1 и 25-2 действующего закона.

Указанные обязанности возлагаются в настоящее время на любого гражданина и, в то же время, на представителей уполномоченных органов. При этом в статьях закона № 11-ОЗ отсутствуют разъяснения, каким уполномоченным органам вменяется эта обязанность. Административная ответственность за неисполнение таких обязанностей в настоящее время не установлена.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса полагают, что законопроект, в предложенном варианте, имеет ряд недостатков.

В редакции подпункта 3 пункта 1 статьи 25-3 закона КО № 11-ОЗ предусматривается обязанность работников или сотрудников юридического лица, индивидуального предпринимателя уведомить органы внутренних дел о факте нахождения ребенка в месте, в котором законом № 11-ОЗ не допускается или ограничивается нахождение детей. Эта формулировка требует конкретизации во избежание спорных вопросов относительно действительности факта уведомления органов внутренних дел. Целесообразно уточнить, что сообщение необходимо сделать по телефону или путем непосредственной явки в дежурную часть отдела полиции по месту нахождения соответствующего объекта, территории или помещения.

Фабула предлагаемой редакции части 3 статьи 31-6 закона Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» не в полной мере соотносится с предлагаемыми изменениями в статью 25-3 закона КО № 11-ОЗ.

Исходя из пояснительной записки к законопроекту и предлагаемой фабулы пункта 1 статьи 25-3 закона КО № 11-ОЗ, на работников юридического лица, индивидуального предпринимателя, предлагается возложить обязанность по уведомлению органов внутренних дел о фактах нахождения детей лишь на принадлежащих им объектах, что является логичным и обоснованным.

Вместе с тем, предусмотренная законопроектом объективная сторона состава административного правонарушения предусматривает ответственность за неуведомление органов внутренних дел о факте нахождения ребенка в месте, в котором статьями 25-1 и 25-2 закона КО № 11-ОЗ не допускается или ограничивается нахождение детей. А, например, статья 25-2 закона КО № 11-ОЗ предусматривает, в том числе, недопущение пребывания детей в ночное время без сопровождения в общественных местах.

Исходя из конструкции предлагаемого состава административного правонарушения, юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат привлечению к административной ответственности за неуведомление органов внутренних дел о факте нахождения ребенка без сопровождения в любом общественном месте. Это, безусловно,  является чрезмерным. В связи с этим, фабулу предлагаемой редакции части 3 статьи 31-6 закона Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» следует конкретизировать и привести в соответствие с проектом статьи 25-3 закона КО № 11-ОЗ.

Предусмотренная законопроектом объективная сторона состава административного правонарушения предусматривает ответственность также за несообщение в органы внутренних дел необходимой информации, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 25-3 Закона КО № 11-ОЗ.

Эта норма содержит достаточно большой перечень данных, которые необходимо сообщить при уведомлении органов внутренних дел о нахождении ребенка в неположенном месте. Исходя из конструкции предлагаемого состава административного правонарушения, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности даже в том случае, если оно уведомило органы внутренних дел о нахождении ребенка в неположенном месте, но не сообщило по каким-то причинам полностью или частично информацию из этого перечня. Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса считают установление административной ответственности, в данной части, неоправданным.

Выяснение данных о личности ребенка, об обстоятельствах его нахождения в месте, в котором законом КО № 11-ОЗ не допускается или ограничивается нахождение детей, относится, прежде всего, к полномочиям сотрудников органов внутренних дел, а не работников юридического лица, индивидуального предпринимателя. Кроме того, такие данные в силу объективных обстоятельств могут быть не получены работниками.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса законопроект нуждается в доработке.

Заключение общественной экспертизы направлено в Парламент Кузбасса и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика