Menu Close

22.06.2020

Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса провела экспертизу проекта федерального закона № 888395-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления стипендии в размере не ниже уровня прожиточного минимума».

Сейчас большинство студентов совмещают учебу с работой, увеличение размера стипендии улучшит материальное положение студентов, что позволит части из них вместо совмещения обучения с работой удовлетворять за счёт стипендии свои жизненно важные потребности, повышать уровень образования и квалификации. Предлагаемые изменения положительно повлияют на ситуацию, резко сократив число бедствующих студентов. Необходимо создавать условия, в рамках которых граждане будут задумываться не о своём материальном благополучии как о базовой задаче жизни, а направят свои усилия на интеллектуальное, социальное, физическое развитие. Законопроект – это принципиально новый подход к определению и принципам формирования стипендии.

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, реализация положений законопроекта приведет к улучшению качества жизни студентов и их семей, повышению уровня образования в стране, снижению трудовой активности среди студентов. На экономическом уровне это повлечет рост дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Однако думается, что увеличение размера стипендии породит иждивенчество у молодежи, что может повлечь потерю стимула для саморазвития. В вузах уже существует гибкая схема выплат: стипендия, повышенная стипендия, выплаты малоимущим, социальная стипендия. Ее и нужно развивать, оставляя студенту возможность для подработки по специальности.

Некоторые члены Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса считают, что денежные выплаты должны определяться будущими работодателями, фондами, возможно, государством по тем специальностям, которые ему нужны: чем дефицитнее специальность, тем выше денежные выплаты, а стипендия – это рудимент социализма, от которого необходимо отказаться. Кроме того, непонятно: денежные выплаты производятся за «счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» или «бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации»?

Большинство рецензентов полагают, что предлагаемая в законопроекте новая формулировка «стипендии» шире предыдущей. Если раньше стипендия была средством «стимулирования и (или) поддержки» студента в ходе образовательного процесса, то теперь это полноценное денежное содержание студента не как обучающегося, а как гражданина России, имеющего право на достойный уровень жизни. Идея авторов законопроекта о смещении акцента со стипендии как отраслевого «образовательного института» на стипендию как межотраслевой, социальный институт поддержки гражданина заслуживает положительной оценки. В Общественной палате Кемеровской области – Кузбасса полагают, что определение понятия «стипендия» необходимо увязать с определением «прожиточная корзина», на основе которой определяется прожиточный минимум. Следует отметить, что из определения «стипендия» вытекает понятие «достойный уровень жизни», которое слишком дискуссионно: например, для олигархов под этим кроется один смысл, для среднего класса – другой, для рабочих и крестьян – третий. В этом контексте предлагаемое определение носит несколько некорректный характер.

Необходимо отметить следующее.

  1. Действующая формулировка «стипендии» прямо увязана с образовательным процессом, ярко выражена её стимулирующая функция. Предлагаемая редакция «стипендии» функцию стимулирования утрачивает полностью. Это пособие «по статусу», без привязки к результатам обучения. Это может привести к отсутствию стимула учиться, не просто числиться в учебном заведении, а именно продуктивно осваивать процесс получения нового знания. В ситуации, когда студент главнее для вуза, чем вуз для студента, новая редакция вряд ли что-то улучшит. Наоборот, степень самомотивации студентов упадет еще сильнее. Это будет простая «экономика» приобретения диплома и издержек на его получение.
  2. Недостатком реализационного плана является отсутствие проработанности механизма актуализации размера стипендии с прожиточным минимумом. Авторы законопроекта не отдают себе отчета, что по статистике официальное закрепление размера прожиточного минимума опаздывает, иногда на год. Прибавим сюда проблемы бюджетирования и получим косность государственной системы, крайне не оперативно реагирующей на изменение режима прожиточного минимума для студентов.
  3. Также в законопроекте отсутствует какое-либо финансовое обоснование размера выплат из консолидированной бюджетной системы. В принципе неясно, о какой сумме идет речь? Смогут ли бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты осуществлять эти выплаты? Если закон предполагается ввести в силу с 01.01.2021 года, то исходя из какого прогноза уровня прожиточного минимума и из каких сумм будут верстаться проекты бюджетов? Не следует забывать и о постковидной специфике экономики, которая в ближайшее время проявит себя на всех уровнях.

Необходимо помнить, что для формирования прожиточного минимума нужно законодательное утверждение субъектом РФ потребительской корзины, которая устанавливается раз в пять лет. Закон РФ «О потребительской корзине» действует до 31.12.2020. Авторы проекта не поясняют, на какой нормативной базе будет существовать новый институт «стипендии».

  1. Законопроект предлагает, что формирование размера стипендиального фонда будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством РФ по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции и требований настоящего Федерального закона. Что это за нормативы, по какому правилу они будут устанавливаться, кто их разрабатывает, совершенно неясно. Также предлагаемая редакция не отвечает на вопрос, как будут соотноситься между собою ассигнования и нормативы. В этой части законопроект нуждается в корректировке.
  2. Предлагаемая редакция пункта 10.1 статьи 26 Закона, указывая минимальный размер норматива для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, ничего не говорит о таком нормативе для ассигнований из субъектов РФ и муниципальных бюджетов, создавая правовую неопределенность.
  3. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным демографическим группам в субъектах РФ устанавливается ежеквартально в порядке, определенном законами субъектов РФ, на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Однако законопроект при такой периодичности изменения этой величины и дифференцированности ее по субъектам РФ не содержит механизма реализации предлагаемых решений. Как именно предполагается реализовывать изменение суммы стипендии ежеквартально?

Сейчас академическая стипендия студентов Кемеровского госуниверситета – 2184 рубля, это очень незначительная сумма. Например, студент проживает в общежитии университета, которое расположено в одном районе города, а корпус, в котором он учится, находится в другом районе, соответственно два раза в день необходимо совершать траты на проезд в размере 22 рублей в одну сторону. При ежедневном посещении занятий шесть раз в неделю на проезд в месяц тратится примерно 1056 рублей, это половина стипендии.

Стипендия должна выступать гарантией того, что студент сможет обеспечить удовлетворение своих минимальных потребностей, а уже стимулятором может выступать, например, повышенная государственная академическая стипендия, для получения которой необходимо проявить себя с разных сторон и показать свое стремление к знанию.

Члены и эксперты региональной Общественной палаты полагают, что вырастет престиж учёбы на «хорошо» и «отлично». С другой стороны, вырастет значение оценки как результата обучения и может наблюдаться увеличение коррупциогенного фактора.

Прожиточный минимум устанавливается на каждый квартал, а размеры стипендий и стипендиальный фонд – на учебный год. Следовательно, необходимо установить, как изменение прожиточного минимума будет влиять на установление размеров стипендий, какие показатели будут учитываться при этом и с какой периодичностью будет изменяться стипендиальный фонд. Кроме того, не указан размер увеличения бюджетных расходов на реализацию инициативы. В последнее время вводится множество инициатив социального характера, требующих бюджетных расходов. Выдержит ли российская бюджетная система такой рост расходов?

Качество проработки законопроекта достаточно высокое. Вместе с тем, изложенные замечания требуют дополнительной проработки, в частности, положение, допускающее неоднозначное толкование понятия «достойный уровень жизни». Эту часть законопроекта нужно доработать, переведя качественную характеристику уровня жизни в некие количественные и измеряемые показатели.

Законопроект может быть рекомендован к дальнейшему рассмотрению с учетом устранения замечаний.

Яндекс.Метрика