Экспертиза проекта Федерального закона № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса проведен анализ проекта
федерального закона № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Пройдя общественную экспертизу, законопроект не рекомендован Общественной палатой Кемеровской области — Кузбасса к принятию в том виде, в котором он представлен авторами, так как по мнению рецензентов в нём имеются ряд позиций, на которые стоит обратить внимание.
- Законопроектом конкретизируется понятие государственной (муниципальной) услуги с учетом указанной специфики, а также с учетом того обстоятельства, что в ряде законодательных актов (например, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») трансформация сложившихся отношений уже нашла свое отражение.
- Законопроектом предусматривается возможность выбора потребителями услуг исполнителей социального заказа через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Для реализации данных возможностей предлагается особый порядок подписания, формирования, утверждения электронных документов путем применения усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в соответствующей инфраструктуре, либо простой электронной подписи.
- Законопроект предусматривает положения, в соответствии с которыми органами государственной власти при принятии актов регулирующих порядки формирования государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание услуг в социальной сфере должны будут определить перечни таких услуг,
в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ.
При этом информация о таких перечнях должна будет размещаться на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети «Интернет».
- Законопроектом предлагается предусмотреть возможность использования способов отбора исполнителей услуг, при формировании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на 2024год.
Эксперты обратили внимание на то, что Федеральным законом № 189-ФЗ, были введены новые конкурентные способы отбора:
— путем проведения конкурса на заключение соглашения на оказание социальных услуг в государственной сфере;
— отбор обозначенным в социальном сертификате потребителем услуг исполнителя из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату.
Однако, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность использования иных способов отбора исполнителей услуг.
По мнению рецензентов такие нормы создают правовую неопределенность в части возможности применения способов отбора, не предусмотренных основным Федеральным законом № 189-ФЗ, в отношении услуг, по которым решение об использовании социального сертификата или конкурса не принято.
Согласно «Пояснительной записке» законопроект призван устранить данную неопределенность и предоставляет право органам государственной власти применять иные способы с обязательным дополнительным указанием сведений об объеме оказания услуг в социальной сфере в государственном (муниципальном) заказе.
- Законопроект конкретизирует формулировку одного из направлений социальной сферы.
Первоначально положения действующего 189-ФЗ распространялись на:
— содействие занятости населения;
— спортивную подготовку;
— социальное обслуживание (за исключением услуг, которые оказываются в стационарной форме);
— санаторно-курортное лечение;
— оказание паллиативной медпомощи;
— создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в регионах.
В дальнейшем перечень был расширен и стал предусматривать, в том числе профилактику социально значимых заболеваний, кроме психических расстройств и расстройств поведения.
Законопроектом предлагается уточнить формулировку данного направления, расширив исключение из общего правила за счет профилактики, осуществляемой путем проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.
- Законопроект наделяет субъекты правом при распределении социальных заказов предоставлять преимущество (дополнительные баллы в конкурсах) исполнителям социальных услуг в рамках проектов государственного-частного партнерства (ГЧП) и концессий.
Помимо этого, преимущество будут иметь также лица, привлеченные стороной соглашения в целях исполнения его обязательств по такому соглашению.
По замыслу авторов реализация Законопроекта позволит создать дополнительные стимулы для участия инвесторов, реализующих проекты с использованием инструментов в оказании государственных (муниципальных) услуг в рамках социального заказа. Также законопроектом обеспечивается синхронизация сроков действия перечисленных механизмов с соглашением об оказании услуг в социальной сфере.
- Представленный законопроект в целом усовершенствует и трансформирует подходы к государственному управлению публичными финансами посредством введения нового инструмента — социального заказа, через «допуск» к ним частных субъектов – не участвующих ранее в бюджетном процессе.
Изменение понятия государственной (муниципальной услуги) носит технический характер и направлено на единообразное использование терминологии в сфере бюджетных отношений.
- Изменения, касающиеся выбора услуг и обращения потребителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг, позволят упростить и ускорить процесс формирования заявления на получение услуги. При этом возможность подачи заявлений в бумажной форме сохранится.
- Положение законопроекта о публикации в Интернете государственными (муниципальными) органами власти перечней услуг, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ в целом должно способствовать открытости информации в рассматриваемой сфере, но возможность изменения государственным (муниципальным) органом способа отбора, предусмотренного действующим 189-ФЗ на некий способ, не поименованный в его тексте влечет пробел в полноте сведений законодательного акта, что может привести к непрозрачности и запутанности правоотношений, связанных с его использованием.
- При принятии законопроекта по мнению экспертов необходимо учитывать, что действие тестируемого Федерального закона №189-ФЗ ограничено сроком с 01.09.2020 по 01.01.2025. Он распространяется только на отдельные субъекты РФ, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Необходимо определиться с итогами проведенного теста, оценить результаты апробации предложенного правового режима в отдельных регионах страны и в конечном итоге определиться с целесообразностью его пролонгации и усовершенствования.
- Предложенный текст законопроекта не содержит информации о новых сроках действия 189-ФЗ.
При этом, в пояснительной записке указывается, что изменения относительно перечня услуг вносятся для последовательного и планомерного внедрения положений закона, начиная с 01.01.2025.
Указанное противоречие требует дополнительных пояснений и внесения соответствующих изменений в законопроект.
- Отсутствуют критерии отбора оказывающих государственные (муниципальные) услуги.
На основании изложенного, членами и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса пришли к выводу, что законопроект в предложенном варианте нуждается в доработке.