Menu Close

21.07.2016

В Общественной палате Кемеровской области провели общественную экспертизу  предложенного проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности».   

Понимая всю важность решения проблемы  охраны окружающей среды, в  апреле 2016 года Общественная палата Кемеровской области уже рассматривала в рамках круглого стола вопросы рекультивации нарушенных земель в Кузбассе. По итогам заседания члены комиссии Общественной палаты Кемеровской области по охране здоровья, экологии и развитию спорта подготовили ряд рекомендаций: депутатам Государственной Думы  разработать и  принять Федеральный закон «О рекультивации нарушенных земель», рассмотреть вопрос о создании ликвидационных фондов недропользователей; Общественной палате Российской Федерации — обсудить на нулевых чтениях проект постановления Правительства РФ «О порядке определения требований к рекультивации земель и земельных участков», а угольным предприятиям уделять больше внимания инновационным способам рекультивации, которые могут повысить скорость и эффективность работ. 

«В Кузнецком бассейне угольные предприятия занимают огромные гектары земли, которые в результате продолжительной производственной деятельности, будут серьезно повреждены. Как правило, на восстановление подобных земельных участков уходит не один год плодотворной экологической работы, которая подразумевает поэтапную, зонированную рекультивацию почвенных покровов, — говорит член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по охране здоровья, экологии и развитию спорта Андрей Куприянов, — Поэтому внесение изменений в федеральное законодательство в сфере охраны окружающей среды на сегодняшний день очень актуально».

В рамках проведенной общественной экспертизы члены и эксперты региональной палаты констатировали ряд положительных моментов законопроекта: даны определения, используемые при реализации проектов по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности; разграничены полномочия между государственными и муниципальными органами власти, собственниками  имущества (объектов накопленного вреда в окружающей среде)  при разработке, согласовании и реализации проектов; указаны обязательства собственников имущества самостоятельно проводить работы и устранять последствия накопленного ущерба окружающей среде в результате прошлой хозяйственной деятельности этими хозяйственными комплексами, и закреплена ответственность за неисполнение данных обязанностей. Наряду с этим, предусматривается инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде на государственном и муниципальном уровнях, на основании которой будет создан государственный реестр сведений о данных объектах.

Однако, для более объективной оценки, по мнению участников общественной экспертизы в законопроект должны быть внесены существенные поправки, которые эффективно и положительно повлияют на охрану окружающей среды на законодательной основе.

Например, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по охране здоровья, экологии и развитию спорта Юрий Манаков обеспокоен проблемой ликвидации объектов, входящих в категорию «государственные». «В соответствии с законопроектом ответственность за их ликвидацию лежит на административных образованиях, то есть ликвидация должна осуществляться за счет бюджетов различных уровней. Причем это относится и к тем объектам накопленного вреда, которые возникли по вине конкретных хозяйствующих субъектов, но потом по той или иной причине оказались в собственности государства. Таким образом, законопроект автоматически в этом случае снимает вину с «причинителей» вреда и переносит ответственность за ликвидацию таких объектов на государство, — говорит Юрий Александрович. – Здесь требуется четкое указание источников, из которых может быть проведена ликвидация накопленного экологического ущерба».

В связи с тем, что в Кузбассе работают 58 шахт и более 30 предприятий открытой добычи и  вопрос рекультивации земель стоит очень остро, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области пришли к мнению, что целесообразно в определение «ликвидация накопленного вреда окружающей среде», включить понятие «действия по рекультивации».

«Это дополнит и устранит на законодательной основе противоречия, возникающие в обосновании проведения или не проведения  Государственной экологической экспертизы при разработке проектов, связанных с рекультивацией земель, нарушенных при размещении отходов 1-5 классов, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов 1-5 классов опасности, — уверен член Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области Александр Крецан. — Этоне позволит субъективно манипулировать (уменьшать или увеличивать) объемами работ, необходимыми для достижения целей и задач, поставленных проектами, что исключит коррупционные факторы, неэффективное использование и расхищение государственных средств при реализации проектов, а также повысит ответственность исполнителей проектов».

Кроме этого, по мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, требуют доработки и другие статьи проекта федерального закона. Например, статья 6 законопроекта прописывает проведение инвентаризации и организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, но не включает проведение мониторинга состояния объекта после ликвидации ущерба, а в статье 80 не предусматривается участие общественных организаций в определении объектов и ущерба от накопленного экологического вреда и не предполагается проведения общественного обсуждения программ по ликвидации накопленного экологического ущерба.

По итогам проведения общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности» члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области подготовили и направили в адрес Общественной палаты Российской Федерации свои замечания и предложения.

«Предлагаемый к рассмотрению федеральный законопроект  при условии устранения изложенных замечаний может быть рекомендован к принятию в первом чтении», — считают в Общественной палате Кемеровской области.

Яндекс.Метрика