Menu Close

22.05.2023

Вопрос жилья для детей-сирот остается актуальным.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса провели правовой анализ проекта федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «О  дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Мнения общественников разделились. Некоторые согласились с представленной редакцией законопроекта, считая, что предлагаемые изменения позволят сократить расходы региональных бюджетов на содержание жилых помещений специального жилищного фонда. Они поддержали отсутствие в законопроекте требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и других разрешений.

Вместе с тем, большинство участников общественной экспертизы высказали свою точку зрения, не совпадающую с мнением авторов законопроекта. Они привели ряд доводов в поддержку своей позиции.

Законопроект не регулирует сроки реализации права на получение помощи государства в жилищной сфере, не дает ответа на вопрос о том, зависит ли это право от наличия других претендентов на такую помощь, благоустроенных жилых помещений или средств в региональном бюджете для этих целей.

Причины затруднений в реализации права могут быть разные. Например, отсутствие достаточного финансирования программ по строительству жилья региональными властями, нарушение застройщиками сроков сдачи жилья в эксплуатацию, отсутствие на территории муниципальных образований благоустроенного жилья. На сегодняшний день, объемы денежных средств субъектов Российской Федерации, с учетом субсидий из федерального бюджета, не позволяют в полной мере реализовать жилищные права детей-сирот.

В 2022 году в Государственную думу уже вносился законопроект с предложением создать единую федеральную программу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предложения этого законопроекта взаимосвязаны с новым.

Особо нуждающиеся в решении квартирного вопроса граждане могут получить временное жилье из маневренного фонда, в котором могут жить до предоставления им постоянной квартиры. Однако вопрос о том, в какой срок они должны быть переселены из маневренного жилья в жильё, предоставляемое во исполнение нормативов федерального законодательства, остается открытым. Конкретный срок предоставления жилого помещения не закреплен. Ожидание жилья может затянуться на продолжительное время.

Авторы законопроекта не учитывают, что включение в список нуждающихся не должно зависеть только от действий самих льготников. Органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению их в соответствующий региональный список.

Общественники считают, что такое правило должно быть закреплено на уровне федерального закона и реализовываться в законодательстве субъектов Российской Федерации в виде смешанного порядка формирования списка льготников, который сочетает обязанность детей-сирот по включению в региональный список и обязанность уполномоченного органа обеспечить их включение в список.

В предложенном для общественной экспертизы законопроекте остался нерешенным вопрос о размере платы за жилое помещение, предоставленное по договору найма специализированного жилого фонда для детей-сирот. По договору социального найма не предусмотрена возможность освобождения их от платы за наем специализированного жилого помещения, несмотря на попытки устранения таких пробелов в ряде регионов.

Члены Общественной палаты Кузбасса предложили дополнить законопроект положением о том, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги взимается с детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по месту нахождения жилого помещения, а дети-сироты, признанные в установленном порядке малоимущими, освобождаются от внесения платы за наем.

Контроль приобретения жилых помещений за счет предусмотренной выплаты возложен законопроектом на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Неисполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных  законопроектом, влечет, в том числе, административную ответственность.

Однако, на сегодняшний день, ни административная, ни  другая ответственность за невыполнение требований законодательства об обеспечении жильём детей-сирот не установлена.

Проводившие правовое исследование общественники указали, что необходимо дополнение главы 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 5.64 «Нарушение жилищных прав детей-сирот», предусматривающей административную ответственность должностных и юридических лиц за совершение такого административного правонарушения.

Вместе с тем, высказано мнение, что наиболее актуальным и стимулирующим способом защиты прав детей будет являться возмещение им убытков, а не административная ответственность чиновников.

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса отметили, что особого внимания потребует проработка вопросов контроля  направления средств во избежание любых мошеннических действий.

По итогам правового исследования законопроекта сделан вывод о том, что представленный законопроект заслуживает отрицательной оценки, нуждается в концептуальной и правовой доработке и в предложенном варианте к принятию рекомендован быть не может.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату России и  будет принято во внимание при  дальнейшем обсуждении законопроекта.

Яндекс.Метрика