Menu Close

21.04.2021

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса рассмотрен проект федерального закона № 1115663-7 «О семеноводстве».

 

В целях создания федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений для получения информации о наличии на рынке качественного посевного материала с заданными характеристиками Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса сформировала экспертное заключение по законопроекту «О семеноводстве».

Члены и эксперты региональной Общественной палаты признали, что принятие законопроекта является необходимым и оправданным, но его содержание, в соответствии с поставленными целями, требует более детального рассмотрения и учета замечаний.

Проектом документа расширен перечень основных понятий, регламентированы процессы производства, реализации и хранения семян, предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений, обязательное прохождение испытаний каждого сорта по хозяйственно-полезным признакам и оформление «генетических паспортов», уточнен порядок включения новых сортов в Государственный реестр селекционных достижений.

Вместе с тем, члены Общественной палаты Кузбасса полагают, что законопроект ужесточает правила оборота семян. Обязательное прохождение испытаний на «хозяйственную полезность», оформление генетического паспорта, внесение сорта или гибрида в Госреестр с уплатой государственной пошлины не могут считаться «устранением административного барьера». Напротив, предлагаемые процедуры усложнят развитие рынка семян, увеличат количество субъектов, задействованных в указанной сфере, с дублирующими полномочиями. Обязанность по внесению информации о семенах в Госреестр безусловно ограничит оборот конкретных сортов семян, так как для их легального использования необходимо прохождение предлагаемых проектом процедур (получить разрешение, пройти испытания для определения «хозяйственной полезности», получить иную разрешительную документацию).

Далее, законопроект предусматривает привлечение коммерческой организации, а именно, разработчика системы оценки наличия генно-инженерно-модифицированных организмов ООО «ГенБит», для экспертирования образцов и оценки поступивших образцов семян на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов, оценки посевов (посадок), наличие (отсутствие) в них генно-инженерно-модифицированных организмов.

По мнению членов ОП КО такое предложение является нерациональным. Так как, во-первых, это создает монополию для одного хозяйственного субъекта перед другими.                              Во-вторых, создаются условия для коррупционных нарушений. В-третьих, в Российской Федерации для регулирования оборота генетически модифицированных сортов создана и функционирует законодательная и нормативно-методическая база, регулирующая производство в РФ, ввоз из-за рубежа и оборот пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников (ГМИ).  В связи с чем создание «новой» структуры нецелесообразно.

Также, считают эксперты Общественной палаты, административная ответственность за нарушения в области семеноводства уже установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданским кодексом РФ.

Например, административная ответственность предусмотрена в нескольких статьях КоАП: ст. 10.12 – 10.14; ст. 7.18, 8.27, ч.1 ст14.43 – 14.44, ст. 19.7.  А ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств в отношении селекционных достижений обязательств установлена частью четвертой ГК РФ.

В рамках проведения экспертизы законопроекта члены Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса отметили, что законопроект предлагает введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян или установление специальных требований к ввозимым семенам в РФ. Вместе с тем, Приказом Минсельхоза России от 06.03.2020 № 112 «Об утверждении Порядка посева и посадки подкарантинной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции», для юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей уже введен контроль для ввозимой импортной продукции со стороны Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющей функции по контролю и надзору в области карантина растений.

Представители экспертного сообщества сошлись во мнении, что принятие предлагаемых изменений не будет отвечать достижению целей национальной доктрины продовольственной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20. Данная доктрина направлена, в том числе, на самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и на импортозамещение, в отсутствие собственного качественного продукта, что, в свою очередь, может привести к еще большему увеличению рынка нелегального ввоза некачественных (фальсифицированных) семян.

С целью развития семеноводства внутри страны, Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса считает более рациональным уделить больше внимания экономическому стимулированию и поддержке научных институтов, предоставлению им земельных участков в собственность без права продажи, «взращивание» молодых специалистов-семеноводов, осваиванию технологий производства, не зависящих от погодных условий, развитию лабораторий семеноводства для выращивания семян, совершенствованию технической базы. В отличие от «административного» регулирования, предлагаемого проектом документа, вышеуказанная деятельность способна привести к реальному подъему отечественного семеноводства.

Также, законопроектом планируется наделить федеральные органы исполнительной власти правом устанавливать порядок реализации и транспортировки партий семян, хотя регламентация этих технологических процессов является прерогативой закона «О техническом регулировании» и не должна устанавливаться законом «О семеноводстве».

Кроме этого, рецензенты законопроекта отметили, что, поскольку законопроектом предлагается установление взимания государственной пошлины за внесение сведений о сортах, гибридах сельскохозяйственных растений в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, то размер, порядок и сроки уплаты пошлины,  а также основания для освобождения от её уплаты, уменьшения размеров пошлины, отсрочки уплаты или возврата должны быть установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Все вышеперечисленные и другие замечания, направлены в адрес Общественной палаты России, которая формирует итоговый документ по проведению общественной экспертизы по законопроекту «О семеноводстве», с учетом мнений и замечаний общественных палат субъектов Российской Федерации.

Scroll Up
Яндекс.Метрика