Menu Close

19.03.2020

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда).

Учитывая практику применения законодательства о специальной оценке условий труда, обращения представителей работодателей, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, законопроект предлагает установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда. Это позволит работодателю избежать дополнительных расходов на проведение специальной оценки условий труда в случаях, когда эти условия не изменялись.

Одним из приоритетных направлений, регулируемых законодательством, является обеспечение безопасности работников в процессе их трудовой деятельности (статья 212 Трудового кодекса РФ, предусматривающая возложение на работодателя обязанности по проведению специальной оценки условий труда). Специальная оценка условий труда на предприятии – важнейший инструмент в определении вредных и опасных факторов на производстве и выработке мер по их максимальному устранению.

Сейчас специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Положениями ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ определены случаи прекращения действия декларации. Если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята и действует декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие вредных или опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) его рабочего места выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нарушения государственных нормативных требований охраны труда, то в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11, срок действия её считается продленным на следующие пять лет. При этом повторного проведения специальной оценки условий труда не требуется. Законом № 426-ФЗ не установлено других оснований прекращения действия декларации, кроме перечисленных в ч. 5 ст. 11. При этом установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже одного раза в пять лет. Продление срока действия декларации ещё на пять лет предусмотрено, но неоднократность продления не закреплена. То есть продление, исходя из смысла ч. 7 ст. 11, установлено однократно.

Законопроект предлагает внести изменения в ст. 11 Закона № 426-ФЗ, закрепляющие бессрочное действие декларации, это устранит правовой пробел, снизит финансовую нагрузку, в том числе на предприятия, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, исключит необходимость проведения работодателем специальной оценки условий труда по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились. Таким образом, предлагаемые изменения будут способствовать снижению издержек работодателей.

Благоприятные условия труда напрямую зависят от безопасности рабочего места. Однако предлагаемые законопроектом изменения направлены в первую очередь не на защиту прав работников на безопасные условия труда, а на снижение финансовой нагрузки на работодателей. По мнению Общественной палаты Кемеровской области, это не должно приводить к снижению гарантий работников на безопасные условия труда и на оперативное реагирование государства на факты причинения вреда работникам или на факты, создающие угрозу такого причинения.

Трудовым кодексом определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Безопасные условия труда – это условия, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено или уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Согласно Закону № 426-ФЗ нарушения, которые должны повлечь внеплановую ревизию декларации, могут быть выявлены только в рамках осуществления «федерального государственного надзора в сфере труда» трудовой инспекцией. Такое ограничение наряду с внесенным законопроектом не оправдано. Органы власти, способные устанавливать нарушения в сфере охраны труда, – это не только государственная инспекция труда, но и прокуратура, Роспотребнадзор, профсоюзные инспекторы труда и другие органы, в т.ч. ведомственные. В Общественной палате Кемеровской области считают необходимым расширить перечень обстоятельств и фактов, установленных в ходе иных административных процедур, не только государственной инспекцией труда.

Трудовой кодекс РФ говорит, что нарушения может выявить и служба охраны труда. Кроме этого, предусмотрена возможность осуществления федерального надзора за безопасными условиями труда уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

Закон № 426-ФЗ в качестве оснований для идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов указывает результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере деятельности Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос». Но контрольная деятельность этих органов, а также прокуратуры РФ, в пункте 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ не указана в качестве оснований для «обнуления» декларации. Такой пробел нельзя расценивать как обстоятельства, подтверждающие гарантии работника.

Таким образом, законопроект предлагает ввести одноразовую бессрочную сертификацию рабочих мест. Проверка соответствия рабочих мест требованиям безопасности ставится в зависимость от факта наступления несчастного случая на производстве, который может быть установлен только в рамках федерального государственного надзора государственной инспекцией труда. В сочетании с неоправданной монополией государственной инспекции труда на фиксацию фактов нарушений условий труда, отсутствие предусмотренной в Законе № 426-ФЗ возможности «обнуления» декларации на основании фактов, установленных в ходе иного контроля условий труда, предусмотренных иными федеральными законами, может привести к злоупотреблению со стороны работодателей, создать условия для игнорирования обязательных норм, направленных на защиту работников от вредных производственных факторов.

Члены и эксперты Общественной палате Кемеровской области отмечают, что в случае принятия решения об установлении бессрочного действия декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда нужно закрепить механизм контроля за действиями работодателей. Иначе работодатель может умолчать об изменения условий труда и не провести их специальную оценку.

Правовые пробелы, коррупциогенные факторы в проекте закона отсутствуют, считают в Общественной палате Кемеровской области, его принятие не приведет к возникновению коллизий в регулировании правоотношений. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда) может быть рекомендован к рассмотрению с учетом реализации вышеназванных пожеланий.

Яндекс.Метрика