Menu Close

18.01.2011

        В Общественной палате Кемеровской области прошли общественные слушания по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 
        В обсуждении приняли участие депутаты областного парламента и городских Советов народных депутатов, руководители профильных департаментов администрации области, представители муниципальных образований, ректоры вузов, руководители учреждений среднего профессионального образования, общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.
         «Новый законопроект был вынесен на общественное обсуждение еще четыре месяца назад. Общественностью были высказаны предложения по его доработке. В результате в законопроект было внесено более шестиста поправок, он стал в полтора раза меньше, многие формулировки были упрощены. В законопроекте появились новые формы взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур, расписаны формы внебюджетного финансирования казенных и автономных образовательных учреждений, кардинально изменились положения о дошкольном образовании. Однако профессионалы отмечают, что из-за многочисленных поправок закон стал малопонятным. Сейчас доработанный законопроект вновь вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 1 февраля. До этого времени у нас еще есть возможность поучаствовать в этом процессе и свои предложения по совершенствованию проекта закона направить в Общественную палату РФ и Государственную Думу», – отметил председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по развитию образования, ректор Кемеровского технологического института пищевой промышленности Владимир Юстратов, призвав коллег к открытому обсуждению.
           «Тема для обсуждения сегодня выбрана сложная и важная, поскольку новый проект федерального закона вызывает много споров. Авторам проекта хотелось сделать новый закон интегрированным, объединив два действующих ныне закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» и еще ряд подзаконных актов. В результате закон оказался громоздким и в нем содержится немало «проблемных мест», – согласилась заместитель Губернатора Кемеровской области Елена Руднева. – Один из ключевых недостатков – слабая проработка понятийного аппарата. Так, например, есть термины и понятия, которым в законопроекте не дается точная формулировка. Вторая проблема – закон не предполагает разработку типовых положений об образовательных учреждениях. Теперь типовые положения будут утверждаться не Правительством, а Министерством образования. С одной стороны, это упростит процедуру внесения изменений, с другой – могут возникнуть проблемы с обеспечением финансирования».
           В числе основных проблем, которые повлечет за собой принятие законопроекта в том виде, в котором он сейчас есть, заместитель Губернатора назвала следующие. По ее словам, в соответствии с законопроектом, дошкольное образование теперь один из уровней образования. Проблема в том, что по завершении одного из уровней учащемуся должен быть предоставлен соответствующий документ. Следовательно, если ребенок не обладает документом об окончании дошкольного учреждения, его не имеют права принять в начальную школу. Учитывая, что сегодня достаточно трудно устроить ребенка в детский сад, такие изменения могут вызвать немалые проблемы, во избежание которых необходимо либо усиленно реконструировать детские сады, либо изменить понятие уровня образования и, следовательно, снова менять закон. В законопроекте также прописано, что решение об исключении из образовательного учреждения ученика, достигшего 14 лет (а не 15, как в старой редакции закона) за дисциплинарные нарушения теперь может принимать один руководитель без совещания со школьным советом и родителями ученика. Детские дома теперь предлагается отнести к учреждениям социальной защиты. В связи с этим возникает серьезная проблема – воспитатели детских домов будут лишены льгот, положенных педагогическим работникам. Кроме того, в законопроекте нет ни слова о социальных стипендиях.
          «Принятие нового закона «Об образовании в РФ» вопрос, который касается абсолютно каждого гражданина в стране. Потому он и вынесен на общественное обсуждение и Государственная Дума ждет предложений по его совершенствованию от регионов. Конечно, законопроект в том виде, в котором он сейчас есть, далеко не идеален. Этот вопрос обсуждался и депутатами областного Совета. В частности, в законопроекте ограничены права на получение образования детей-инвалидов и других незащищенных категорий граждан, нет понятия дистанционного образования. Есть проблемы и в системе дошкольного образования. Учитывая, что сейчас наблюдается дефицит мест для детей в детских садах, необходимо отдельной строкой в законе выделить понятие семейные детские сады, которые помогают решать эту проблему. Кроме того, в законопроекте отсутствует четко прописанный статус педагогического работника, не прописаны и социальные механизмы, – отметила председатель комитета областного парламента по вопросам образования, культуры и национальной политики Галина Соловьева.
          Свои замечания по законопроекту высказали представители высшей школы, средне-специальных учебных заведений, общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.
           По мнению директора МОУ «Лицей № 62» г. Кемерово Надежды Шушуевой, «в сфере среднего общего образования в новом законе имеется ряд упущений. Например, лицей – это образовательное учреждение повышенного уровня, приравненное к профильной школе. Однако указанная в законе формулировка не позволяет отличить гимназии и лицеи от школ с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, в законе нет ни слова о таких важных понятиях как органы общественного управления, формы аттестации 9-класников, дистанционное обучение для детей-инвалидов».
           Директор Юргинского техникума агротехнологий и сервиса Виктор Сьянов считает, что «в условиях, когда в разных секторах экономики наблюдается нехватка рабочих кадров, абсолютно неправильно объединять понятия начального и среднего профессионального образования, как в законопроекте, они должны функционировать отдельно».
           Свои замечания высказала Галина Корепанова, заведующая МДОУ № 155 «Центр развития ребенка – детский сад». «В старой редакции законопроекта дошкольному образованию была посвящена лишь одна статья, сейчас – целая глава. Однако в связи с тем, что одна из основных задач детских садов – укрепление здоровья, хотелось бы видеть в законе положение о взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения. Также стоит уделить внимание развитию кадрового потенциала, поскольку педагогов, специализирующихся на дошкольном воспитании, очень не хватает. Кроме того, в законе нет ни слова об ответственности родителей за воспитание и образование детей».
          Председатель Кемеровской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Николай Кирюшин дал свою оценку законопроекту. По его словам, «законопроект еще достаточно сырой и принимать его нельзя. Законом должно быть предусмотрено решение вопросов повышения размера стипендий до прожиточного минимума (так как для большинства студентов это единственный источник дохода); индексирования заработной платы педагогических работников; предоставления им жилья; установление единых стандартов программ повышения квалификации; а также предоставление санитарно-курортного лечения. Однако нынешний законопроект этих проблем не решает».
           Особый интерес вызвала точка зрения Галины Макашиной, директора регионального общественного учреждения «Экосоцкультура», члена Общественной палаты Кемеровской области I – II составов. По ее мнению, «в настоящее время в системе образования имеются две серьезные проблемы, которые новый закон оставляет нерешенными. Первая проблема – коррупция, которая является следствием низкой конкуренции на рынке образовательных услуг и несовершенством законодательства. В законопроекте указано, что в системе образования есть место рыночным отношениям. Кроме того, закон наделяет органы местного самоуправления полномочиями, ранее относившимися к компетенции федеральных структур, однако формулировка этих полномочий предполагает скорее рекомендательный характер. Вторая проблема – низкое качество образования. Законопроект, с моей точки зрения, «безответственный», поскольку сейчас вся ответственность за качество образования будет возложена на образовательные учреждения и педагогов. Однако разработка образовательных стандартов – это компетенция более высокого уровня, а без стандартов качество образования повышаться не будет», – отметила она.
           По итогам более чем двухчасового обсуждения законопроекта все замечания и предложения, высказанные участниками, будут обобщены и в ближайшее время направлены в Общественную палату РФ и Государственную Думу.
 
  
  
Scroll Up
Яндекс.Метрика