Menu Close

18.06.2020

Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса провела экспертизу федерального закона № 834162-7 «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».

Правовое регулирование отношений в сфере использования и развития языков на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации признает за республиками в составе России право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

Создание нормативной базы функционирования языков коренных малочисленных народов, населяющих территорию России, служит одним из инструментов осуществления национальной политики, направленной на сохранение и развитие культурных особенностей многонациональной страны.

Не все члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса согласились с тем, что реализация указанных в законопроекте положений приведет к достижению целей законопроекта и что введение единообразного нормативного регулирования алфавитов и правил орфографии и пунктуации языков народов РФ будет способствовать развитию данных языков с сохранением сложившихся исторически традиций.

Однако некоторые считают, что, учитывая малочисленность коренных народов, изменения их языка могут быть очень значительными, импульсивными и иметь существенные различия с изменениями того же языка в соседнем населённом пункте. На их взгляд, унифицированная система языковых правил позволит избежать рисков.

Члены и эксперты региональной Общественной палаты считают, что реализация положений законопроекта не приведет к каким-либо социальным, экономическим последствиям, поскольку полагают, что это вымирающие языки, которые, как латынь, санскрит, церковнославянский язык, останутся на бумаге, и основной целью законопроекта является их сохранение, упрочнение положения малых народностей, усиление их самосознания и уверенности в том, что они не забыты.

В Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года господдержка и защита культуры и языков народов России отнесена к числу основных принципов государственной национальной политики.

В России насчитывается 193 национальности, используются 277 языков и диалектов. Только в российской системе образования функционирует более 100 языков, на 24 языках ведется обучение детей, 81 язык изучают в качестве предмета и факультативно. В этой связи целесообразно наделить Правительство РФ полномочиями по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов России с учетом экспертной оценки Российской академии наук. Для этого необходимо прописать на законодательном уровне механизм взаимодействия и ответственность специалистов РАН и органов исполнительной власти регионов, в которых проживают коренные народы, носители языка.

Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Объем и содержание прав субъектов Федерации в этой области отношений определяется разграничением полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

При реализации указанных полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в течение трех месяцев в соответствие с федеральным законом.

В целом из анализа проекта федерального закона следует, что он носит декларативный характер и новая редакция Закона никаких задач не решает. За всё время существования государства никаких препятствий к сохранению и развитию языков народов России не существовало и не существует сейчас. Права коренных и малочисленных народов достаточно защищены российским законодательством. Подчеркнутое выделение указанных народов приведет только к созданию новой проблемы и раздуванию националистических настроений в обществе.

К ведению органов государственной власти субъектов РФ отнесены и разработка региональных целевых программ сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации и осуществление мер по реализации таких программ. Их финансирование совершается за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное законодательное и иное нормативное правовое регулирование по вопросам защиты прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а также самостоятельно определять порядок и условия для сохранения, изучения и развития языков коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Между тем, законопроектом предусматривается дополнение ст. 3 Закона РФ № 1807-1 положением, закрепляющим полномочие Правительства РФ по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации. Как указывается в пояснительной записке, внесение изменений необходимо для устранения пробела в правовом регулировании в сфере применения языков в Российской Федерации в отношении использования языков народов Российской Федерации. В целях восполнения правовых пробелов законопроектом предлагается применить подходы, аналогичные установленным ч. 3 ст. 1 Закона РФ № 53-Ф3, используемые в отношении русского языка.

По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать обеспечению социальной, экономической и юридической защиты языков коренных малочисленных народов РФ, а также созданию условий для использования языков коренных малочисленных народов РФ в различных сферах жизни, в частности, издания учебных пособий, литературы на языках коренных малочисленных народов Российской Федерации. Однако сам механизм по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации законопроектом не раскрывается.

Предлагаемые законопроектом изменения не будут способствовать обеспечению социальной, экономической и юридической защиты языков коренных малочисленных народов России. Более того, наделение Правительства РФ полномочиями по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов Российской Федерации нарушает не только положения ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ, но и гарантированное ею право коренных народов на самоопределение.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса в представленной редакции законопроект не может быть рекомендован к рассмотрению.

Scroll Up
Яндекс.Метрика