Menu Close

17.08.2020

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области рассмотрен проект федерального закона  № 963511-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения».

Проблема электронного и дистанционного обучения, действительно, является актуальной.  Однако, по мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, текст законопроекта   в предложенной версии не может быть рекомендован к рассмотрению, так как в нем имеются положения, допускающие неоднозначное толкование, правовые пробелы, декларативные положения, повторы и т.д.

Члены Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса не могут  согласиться с трактовкой статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», данной авторами законопроекта, поскольку дистанционные образовательные технологии при реализации основных образовательных программ всех уровней образования являются такими же образовательными технологиями, как, например, личностно-ориентированное обучение, и не предполагают использования принципа «добровольности» для обучающихся. Тем более «странной» кажется постановка вопроса добровольности дистанционного обучения в контексте задач цифровизации, которые ставит Президент Российской Федерации В.В. Путин, и в контексте общемировых тенденций информатизации образовательного пространства.

Это явно негативная тенденция, которая, по существу, должна включать принцип добровольности и в других образовательных сферах, как например ЕГЭ и пр.

Если речь идет о нехватке средств на обеспечение российских детей правом бесплатного доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, то, на взгляд экспертов, правомернее было бы ставить вопрос о завершении федеральной программы информатизации российских школ с участием средств бюджетов субьектов Российской Федерации.

Эксперты региональной Общественной палаты полагают, что к совершенствованию целевого обучения это не приведёт и считают, что потребность в педагогических и научных кадрах на перспективу можно планировать с большой долей погрешности в условиях жестких показателей и постоянного сокращения профессорско-преподавательского состава в организациях высшего образования, кадровой нестабильности и отсутствием вакансий в лучших школах.

Анализируя законопроект непонятно, как будут технически реализованы его положения, возникают вопросы, какова  величина ожидаемых расходов на его реализацию, почему из сферы законопроекта исключены программы высшего образования.

В законопроекте есть определенная декларативность: если следовать логике обеспечения обучающихся всем необходимым, то можно дойти до обеспечения кистями, красками, фломастерами и пр.

Развитие информационных технологий неуклонно будет приводить к внедрению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс, который будет идти полностью по пути дистанционного обучения либо с применением дистанционных образовательных технологий. При принятии пункта 6, в котором говорится про письменное согласие обучающихся (законных представителей обучающихся), потребуется жесткая конкретизация образовательных технологий, применяемых при реализации образовательной программы (ее конкретных тем). Это усилит бюрократическое давление на разработчиков образовательных программ. Возможно, следует закрепить объёмы образовательных услуг, предоставляемых в дистанционном режиме, в структуре образовательной программы. Вопросы дистанционного обучение регулируются уже действующими нормативно-правовыми актами, в том числе: приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 N22  «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий»; приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 N103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Кроме того, синхронно потребуется внесение изменений в типовой договор о предоставлении платных образовательных услуг в части применения образовательных технологий.

Резюмируя вышеизложенное, члены ОПКО полагают, что проект документа нуждается в доработке по следующим основаниям:

— В законопроекте предлагается в качестве условия применения дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования закрепить обязательное письменное согласие обучающихся (законных представителей обучающихся). Однако законопроект не раскрывает форму такого письменного согласия. Должно ли указанное согласие выдаваться в форме расписки, либо это может быть общее согласие, как альтернативное, при наступлении определённых событий. Законопроект на эти вопросы не отвечает. Кроме того, весь образовательный процесс реализации основных образовательных программ сейчас формально урегулирован договором на оказание образовательных услуг. Дистанционный способ обучения — это изменение существенных условий договора оказания услуг – способа их оказания. Соответственно, возможность альтернативного способа оказания услуг должна быть предусмотрена, прежде всего, договором, в котором должен содержаться механизм реализации такого способа и условий, при которых дистанционный механизм обучения реализуется. Письменное согласие, в интерпретации законопроекта, никак не увязано с договором, который такого способа его изменения никак не предусматривает.

— Принципиальным аспектом является момент дачи согласия на применение дистанционного способа обучения. Законопроект не содержит норм, которые бы отвечали на вопрос когда дается такое согласие? За день, за час, или по факту за предыдущий период?

—  Еще одним принципиальным вопросом, который законопроект оставляет без ответа, является возможность отзыва своего согласия или несогласия с выбором дистанционного способа обучения. Можно ли ученику отозвать своё решение, чтобы перейти на иную форму? Можно ли отказаться от несогласия высказанного ранее? Законопроект эти аспекты не отражает, между тем, такая гибкость, безусловно, необходима, чтобы сделать образовательный процесс по-настоящему универсальным и вариабельным. В представленном виде нормы законопроекта представляют выданное согласие как однократное юридическое действие, безвозвратно запускающее дистанционный процесс обучения, или окончательно фиксирующее отказ от него.

— Законопроект в пункте 7 содержит следующую фразу: «При этом опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Указанное положение может быть истолковано как обязанность бюджета приобрести учащимся технические средства для их дистанционного обучения. Действительно ли указанный смысл преследует законопроект? Если да, тогда это должно быть отражено в финансово-экономическом обосновании его внедрения.

В любом случае, финансового обоснования даже в части оснащения техническими средствами и программным продуктом образовательных учреждений, проект документа не содержит, что является существенным недостатком, подлежащим незамедлительному устранению.

С учетом изложенных суждений члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса считают, что законопроект в предложенной версии не может быть рекомендован к рассмотрению и требует доработки.

Яндекс.Метрика