Menu Close

15.06.2016

В Общественной палате Кемеровской области проведена общественная экспертиза  проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации».

Члены Общественной палаты Кемеровской области в рамках проведенной общественной экспертизы пришли к выводу, что законопроект может быть рекомендован к принятию, но при условии устранения изложенных замечаний, а также более серьезной финансовой проработке его реализации.

Цели, обозначенные в Федеральном законе №242-ФЗ от 03.12.2008 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», являются более обширными, чем криминологические. Так,  не каждые персональные данные, к которым отнесена геномная информация, используются именно при раскрытии и расследовании преступлений. Основная задача геномной информации – это идентификации личности. Тем не менее, расширение базы данных о гражданах, прошедших процедуру государственной геномной регистрации, как полагают в Общественной палате Кузбасса, значительно облегчит идентификацию субъектов широкого круга правоотношений, в том числеуголовных, гражданских, семейных и других.

«Подобные изменения будут способствовать более оперативному рассмотрению дел в судах, по которым необходимо проведение генетических экспертиз, в том числе установление родственных отношений, идентификация останков погибших, розыск без вести пропавших, установление личности человека  и так далее, – уверен член Общественной палаты Кемеровской области, председатель Общественной наблюдательной комиссии Кузбасса Николай Янкин. – По данным статистики, ежегодно в России пропадает без вести около 80 тысяч человек, и неопознанными остаётся около 14 тысяч. В этой связи геномная регистрация позволит более качественно усилить работу на этом направлении».

Однако, по его мнению, необходимо учесть проблемы, которые возникнут после принятия данного законопроекта. В частности, поскольку геномные данные принадлежат конкретному лицу, то необходимо в законопроекте предусмотреть строгую защиту персональных данных по геномной информации, чтобы не было ее утечки.Для этого необходимо, чтобы лица, ответственные за неразглашение конфиденциальной информации, несли персональную ответственность, поскольку разглашение нарушает конституционные права человека и гражданина.В настоящее время особенно актуальна трансплантация человеческих органов, и, располагая геномными данными, недобросовестные лица могут выдавать эту информацию для нуждающейся  категории граждан. «Данное обстоятельство может привести к совершению диких преступлений против личности.Таким образом, ответственность лиц, отвечающих за конфиденциальность геномной информации, должна быть четко регламентирована, – считает Николай Васильевич. – Кроме того, с точки зрения членов Общественной палаты Кузбасса, необходимо предусмотреть доступность оплаты геномной экспертизы всем категориям граждан в случае возникновения вопроса в суде, например, по факту установления родственных отношений и др. И государство обязано взять этот вопрос «на себя».

По мнению эксперта Общественной палаты Кемеровской области Андрея Переладова, использование геномной информации имеет сугубо практический, идентифицирующий смысл. Необходимость правовой регламентаций применения информации в целом отсутствует, за исключением возможности получения информации о геномной регистрации в рамках судебных процедур для установления фактов нахождения в родственных отношениях.

«Действующая редакция №242-ФЗ не предусматривает возможность ускоренного получения информации для проведения судебных экспертиз, а также для иных исследований, имеющих целью идентификации личности, что можно охарактеризовать как пробел, – полагает эксперт ОП Кузбасса Андрей Переладов. – Между тем этот момент существенен для дел, вытекающих из семейных и наследственных правоотношений, например, при установлении отцовства. В связи с этим, статья 15 №242-ФЗ нуждается в корректировке и дополнении ссылками на полномочие суда на получение информации», 

Как отметили члены Общественной палаты Кемеровской области, важным вопросом, не урегулированным ни в рассматриваемом проекте, ни в №242-ФЗ, ни в постановлении Правительства РФ от 11.10.2011 №828 – это вопрос соотнесения баз данных различных ведомств.

«Целесообразно определить единый орган, систематизирующий и хранящий информацию, её стандарты отбора, хранение и предоставление – уверены в ОП Кузбасса.  – Основные же риски, заложенные в рассматриваемом проекте федерального закона, лежат в сфере материально-технического обеспечения указанной функции и создании единого центра данных. Предложенный законопроект не содержит приблизительной сметы расходов, которые неминуемо будут сопутствовать его внедрению».

Scroll Up
Яндекс.Метрика