Menu Close

15.02.2022

Без учета существенных замечаний законопроект о реформе местного самоуправления
не может быть поддержан

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза  проекта федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» и актуальных вопросах муниципального строительства».

В заключении экспертизы проводившие ее отметили, что местное самоуправление является, в соответствие с Конституцией Российской Федерации, одним из ключевых институтов, обеспечивающих реализацию народом своей власти. Его развитие в логике повышения качества решения вопросов местного значения в интересах и с активным участием населения представляется совершенно необходимым. Важное условие этого развития в своем послании  сформулировал Президент России Владимир Путин:  «…полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены…». Именно это обеспечит действительную реализацию целей и задач функционирования единой системы публичной власти в России.

Проводившие экспертизу общественники полагают, что следует обратить внимание на риски реализации прав человека на участие в принятии решений. Особенно там, где такое решение опирается на непосредственные нужды и интересы людей, проживающих в конкретном месте, а также для равной доступности услуг, получаемых гражданами от органов публичной власти для полноценной реализации ими социальных, политических и личных прав. Эти риски могут быть сняты внесением изменений в текст законопроекта, расширением и конкретизацией переходных положений, а также гарантиями разработки дополнительных норм в иных нормативно-правовых актах.

Эксперты считают, что необходимо сохранить принцип разнообразия территориальной организации МСУ, усилить гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, обеспечить неухудшение доступа жителей к государственным и муниципальным сервисам и услугам в период возможных преобразований.

В заключении общественной экспертизы высказаны мнения по ряду поставленных перед экспертами вопросов.

Недопустима поспешная кардинальная реформа МСУ без всесторонней проработки со специалистами и широкого публичного обсуждения в ходе необходимых стадий принятия законопроекта и выработки оптимальных способов формирования органов МСУ, полномочий, их финансового и кадрового обеспечения, гарантий права населения на осуществление МСУ.

Необходимо обеспечить непосредственное участие населения в решении вопросов жизнеобеспечения, включая природоохранные, организационно-территориальные, социальные и другие, имеющих сугубо индивидуально-территориальную специфику, что требует не только сохранения формата поселений как возможных территориальных формализаций местных сообществ, но и выработки более эффективных форм непосредственного участия и учёта их мнения, таких как местные референдумы и сходы граждан;

Важно учесть, что поскольку вопросы местного значения должны решаться на том уровне МСУ, на котором их решение оптимально, многолетняя практика доказала эффективность решения ряда базовых вопросов местного значения именно поселенческим звеном, с учетом особенностей территорий.

Невозможна полная ликвидация поселенческого уровня МСУ только заменой местных органов власти на институт старост, подавляющее большинство которых не может и не сможет обладать надлежащим уровнем компетенции и опыта для эффективного участия в решении вопросов местного значения. При неоплачиваемой деятельности на них возлагается высокая ответственность за достижение неконкретных результатов при полном отсутствии соответствующих финансовых, кадровых и иных ресурсов.

Неубедительны и нуждаются в детальном обосновании аргументы о безусловной эффективности и сокращении расходов на МСУ при полной ликвидации поселенческого уровня. Они опровергаются результатами состоявшихся преобразований во многих регионах.

Необходимо компенсировать тот территориальный отрыв жителей многих сельских и городских поселений от места предоставления услуг и места принятия административных решений, который несёт ликвидация поселенческого уровня МСУ.

Не предусмотрены механизмы сохранения представительства населения малонаселенных территорий в представительных органах укрупненных муниципальных образований

Крайне актуально наделение конкретного федерального органа исполнительной власти полномочиями по формированию и реализации государственной политики в сфере местного самоуправления и защиты права населения на его осуществление. Для обеспечения оптимальности правового регулирования и его реализации на практике необходимо, в том числе с участием Государственного Совета Российской Федерации, определить концепцию государственной политики в данной сфере с дорожной картой по магистральным направлениям её реализации с тем, чтобы обеспечить качественный процесс реформирования МСУ, в том числе в процессе реализации положений законопроекта в случае принятия.

Представляется важным сохранить конституционную конструкцию «вопросы местного значения».

По мнению членов Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса, проект документа разработан без учета положений действующих федеральных законов, как обычных, так и кодифицированных, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления. В проекте федерального закона круг полномочий органов местного самоуправления значительно сужен. Те полномочия, которые сегодня осуществляются органами местного самоуправления, в силу федеральных законов, предлагается отнести к тем полномочиям, которые будут осуществляться ими по решению субъекта Российской Федерации. Недостаточно ясно, чем обусловлено такое предложение разработчиками законопроекта. Например, почему утверждение генерального плана городского округа будет осуществляться органами местного самоуправления, если субъект Российской Федерации передаст им эти полномочия. В то время как, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов прямо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Серьезным недостатком члены и эксперты ОП КО посчитали то, что последствиями его принятия является внесение изменений в многочисленные действующие нормативные правовые акты, а сам законопроект не содержит соответствующие положения об этом.

В результате, в заключении общественной экспертизы сделан вывод,  что замечания к законопроекту № 40361-8 и его недостатки носят существенный характер, в связи с чем законопроект в предлагаемой редакции не может быть поддержан.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика