Временной запас нужен не только для принятия решений, но и для сроков их эффективной реализации
Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса рассмотрела проект федерального закона № 1054856-7 «О проведении эксперимента по переносу начала учебного года в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на 1 октября».
При обсуждении законопроекта члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса выделили ряд проблемных вопросов, которые, по их мнению, не позволяют поддержать предлагаемый документ.
Во-первых, результативность и эффективность, качество полученных обучающимися знаний от заочных (удаленных) форм обучения, вынужденно внедренных в систему образования в сложившихся условиях, еще не проанализированы, оценка им не дана.
Предлагаемые законопроектом изменения определяют, что учебный год в школах, перенесших его начало на 1 октября, будет заканчиваться в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной организации. Такой подход полностью соответствует концепции и нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу, учебный план и учебный график.
В соответствии с нормами законопроекта, законы субъектов Российской Федерации о переносе начала учебного года на 1 октября должны быть приняты не позднее 31 августа 2021 года. Применение этой нормы не сможет обеспечить необходимую степень предсказуемости учебного процесса и иных обеспечивающих его процессов, так как, если предположить, что закон субъекта будет принят «не позднее 31 августа», то, полагаем, что это точно будет 31 августа.
Во-вторых, проведение эксперимента в условиях нестабильности может еще более осложнить имеющиеся трудности как обучающимся, так и образовательным организациям. В проекте документа нет обоснования возможностей реализации образовательных программ в предлагаемом эксперименте. Когда у детей большая нагрузка не только в связи с пандемией, но и традиционными карантинами по гриппу, погодными явлениями и др., будет требоваться серьезная проработка и корректировка образовательных программ организациями всех уровней (в т.ч. профессионального).
Данное обстоятельство приведет к необходимости пересмотра учебных планов, что несомненно добавит работы работникам образовательных организаций; а также приведет к трансформации традиции, ценности дня «1 сентября», который многими годами ассоциировался с началом учебного года, праздником — начиная с 1935 года, когда Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) определил 1 сентября единой датой начала учебного года во всех школах Советского Союза. А в 1984 году Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 сентября превратился в «День Знаний».
В-третьих, перенос части программы на лето вызовет дополнительные нагрузки для детей, педагогов, корректировку сроков сдачи ЕГЭ и др., их пересдачу и т.д.
Продлив туристический, бархатный сезон, дети могут лишиться отдыха в летний период и, прежде всего, по месту жительства. Мотивация учиться в жаркий период снижается, а туризм – это относительный отдых для многих, как показала практика. Адаптация к учебному процессу лучше проходит в период, когда относительно стабильна погода, не начались массовые простудные явления, окреп за лето иммунитет.
Перенос начала учебного года приведет к возникновению проблем у родителей с организацией досуга детей в период, когда после лета начинает стабилизироваться работа предприятий, организаций, окончены сроки отпусков. Соответственно, появятся проблемы и у работодателей, в том числе, по предоставлению отпусков женщинам, имеющим детей соответствующего возраста и др.
Кроме этого, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса полагают, что принятие данного закона приведет к дестабилизации учебного процесса, его возможному уплотнению, а ситуация с пандемией показала — нужен временной запас, не только для принятия решений, но и для сроков их эффективной реализации.