Menu Close

14.11.2012

«Формирование экологического мировоззрения – это наименее затратный и наиболее эффективный путь снижения экологических рисков», — считают участники круглого стола Общественной палаты Кузбасса, посвященного обсуждению успехов и недостатков экологического образования в Кемеровской области.

Несмотря на то, что в обществе уже не первый год говорят о важности решения проблем в сфере охраны окружающей среды, экологический кризис в стране только усиливается. Один из путей его преодоления – изменение мировоззрения людей, которого можно достичь через экологическое образование и воспитание.

«Самым важным условием повышения эффективности экологического образования является его непрерывность, — заявил член комиссии Общественной палаты по охране здоровья, экологии и развитию спорта Николай Скалон. — К сожалению, не на всех уровнях экологическому образованию уделяется достаточно внимания. Лучше всего дела обстоят в системе среднего образования, в которой экологическое воспитание представлено в самых разных формах: в школах организуются научные общества и кружки, олимпиады и конференции, экскурсии и походы, субботники и экологические акции».

Основные препятствия для обеспечения непрерывности экологического образования представляют собой отсутствие единой программы, объединяющей дошкольное, школьное и высшее образование, недостаточная экологическая подготовка педагогов, недостаток финансирования экологических образовательных программ и стимулирования педагогов. Кроме того, зачастую отсутствует заинтересованность учебных заведений в экологическом образовании учащихся. «В образовательных программах высших учебных заведениях все меньше внимания уделяется преподаванию общих дисциплин, причем это касается даже таких значимых предметов, как история России. Тем не менее, руководство нашего вуза, осознавая важность этого вопроса, ввело новую дисциплину – экологический менеджмент», — рассказала доцент Кузбасского государственного технического университета Татьяна Галанина.

«Еще одним важным аспектом в обеспечении эффективности экологического образования является повышение мотивации детей к обучению, — высказал мнение заместитель председателя Кемеровской региональной экологической общественной организации «Ирбис» Юрий Манаков. — Детей нужно учить анализировать, прогнозировать, развивать творческие способности, а не просто «зазубривать» учебный материал».

Однако как бы хорошо ни была выстроена система экологического образования, главным примером для детей всегда будут их родители. «Когда маленький ребенок на детской площадке ломает ветку у дерева или срывает цветок с клумбы, родители сразу должны объяснить, что так делать нельзя, иначе в будущем никакими усилиями педагогов нельзя будет научить этого ребенка бережному отношению к природе», — заявила председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области Галина Соловьева

Участники круглого стола согласились, что обсуждать такой, казалось бы, узкий вопрос необходимо на более широком уровне. «В рамках экологического форума, который будет проходить в Кузбассе весной 2013 года, необходимо обязательно организовать конференцию по экологическому образованию с привлечением педагогов дошкольных, средних, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей, активистов экологических общественных организаций», — отметил заместитель председателя комиссии по охране здоровья, экологии и развитию спорта Андрей Куприянов.

Кроме того, участниками круглого стола принято решение направить рекомендации в органы законодательной и исполнительной власти по созданию единой программы экологического воспитания для всех уровней образования, разработке методических материалов, созданию системы экологической подготовки педагогов и решению других вопросов, касающихся повышения эффективности экологического образования в Кемеровской области.

Яндекс.Метрика