Menu Close

14.06.2016

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области проведена общественная экспертиза Проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования». 

По экспертному заключению Общественной палаты Кемеровской области, законопроект в данной редакции не принесет никаких выгод и преимуществ, как для большинства потребителей строительной продукции, так и для большинства строительных организаций среднего и малого бизнеса. Его принятиетолько усилит непонимание со стороны строительного сообщества выстраиваемой государством системы регулирования в строительной отрасли. Ужесточение ответственности саморегулируемых организаций (СРО) за выполнение  членами данного СРО условий контрактов в некоторой мере должно оказать стимулирующее действие к надлежащему выполнению последними условий договоров с заказчиками, но проблему невыполнения обязательств подрядчиков перед заказчиками это не решит.

«Ужесточая ответственность, законопроект не предоставляет саморегулируемой организации каких-либо действенных механизмов воздействия на недобросовестных членов, а, следовательно, не может способствовать улучшению качества работ и своевременности исполнения контрактов», — считают члены и эксперты  Общественной палаты  Кемеровской области.

Предлагаемый законопроектом механизм приостановления права осуществления соответствующего вида деятельности, не влечет приостановления права выполнения работ по уже заключенным контрактам. Члену саморегулируемой организации, в отношении которого применена такая мера дисциплинарного воздействия предоставляется право продолжения выполнения работ по уже заключенным договорам без каких-либо обязательств по устранению нарушений, которые послужили основанием для данной меры дисциплинарного воздействия. «При таком подходе контроль СРО теряет всякий смысл и сводится к простой формальности», — полагают в Общественной палате Кузбасса.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования»  предлагает свести роль СРО лишь к имущественной ответственности некоммерческой организации за нарушение гражданско-правовых обязательств во взаимоотношениях заказчиков и подрядчиков, не являясь при этом стороной договорных отношений и не имея никакой возможности влиять на заключение или исполнение контракта.

 «Проблема неисполнения обязательств не является простой категорией, под которую можно подвести любое нарушение договора. Причин такого неисполнения может быть множество, начиная от нечистоплотности подрядчика, и заканчивая неисполнением обязательств смежником или поставщиком подрядчика, либо изменением конъюнктуры финансовых рынков, выразившейся, к примеру, в значительном повышении ставок по кредитам, имеющимся у подрядчика, — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Александр Юган. — Кроме того, отрицательным образом на исполнение контрактов влияет и существующая на сегодняшний день система электронных аукционов при проведении закупок для государственных и муниципальных служб, ключевым фактором которой является наименьшая предложенная цена».

Следует иметь в виду, что неисполнение контрактов со стороны исполнителя связано не только с действиями самого исполнителя, но и с действиями (бездействием) заказчика. Во многих случаях на момент заключения контракта у исполнителя по вине заказчика отсутствует утвержденная проектная документация, подготовленная надлежащим образом строительная площадка, а оплата по контракту может быть предусмотрена по истечении длительного периода времени.

Как отметили эксперты Общественной палаты Кемеровской области, формирование дополнительного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств также негативно отразится на финансовой устойчивости самих саморегулируемых организаций. Законопроект предусматривает положение, согласно которому средства компенсационного фонда СРО, внесенные ранее исключенными и добровольно вышедшими членами, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Однако, при этом с СРО не снимается солидарная ответственность по возмещению вреда в результате некачественно выполненных работ выбывшими членами. Кроме того, создание второго компенсационного фонда и установление системы выплат при отсутствии полномочий со стороны СРО влиять на условия заключаемых контрактов, действенного контроля за их исполнением, а также невозможность применения мер дисциплинарного воздействия по отношению к заключённому контракту неизбежно приведет к систематическим выплатам из компенсационного фонда. «Поскольку фонд формируется из взносов членов СРО, эта ситуация приведёт к систематическому недостатку средств в компенсационном фонде и, следовательно, потере статуса саморегулируемой организации, в результате чего пострадают и добросовестные члены», — уверены в ОП Кузбасса.

Введение национального реестра специалистов в области строительства, по мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, может привести к созданию необоснованного административного барьера в части создания административных процедур для «допуска» в профессию и ограничений на ведение профессиональной деятельности. Эта функция, которая предполагает внесение или не внесение сведений о специалистах, исключение сведений из реестра, приведет к зависимости решений саморегулируемой организации от действий национального объединения.

В Общественной палате Кузбасса считают, что  введение меры по обязательному членству в СРО для субъектов малого предпринимательства, предлагаемые в законопроекте, негативно отразится на деятельности индивидуальных предпринимателей и компаний малого бизнеса, так как не все из данной категории субъектов смогут позволить себе заплатить вступительные взносы в СРО. Например, для строительных организаций дополнительный взнос составит от 400 тысяч до 25 миллионов рублей.

«Такой подход создаст предпосылки для усиления неравенства участников строительного рынка, введения преимуществ отдельным лицам для участия в закупках и инвестиционно-строительной деятельности. Он повлечет исключение участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных конкурсах на выполнение проектных, изыскательских и строительных работ в виду значительной дополнительной финансовой нагрузки, которая по силам будет только крупным строительным организациям», — пришли к единому мнению члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области.

Яндекс.Метрика