Проведена правовая экспертиза законопроектов.
Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза проектов федеральных законов «О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения размера неуплаченных алиментов) и «О внесении изменений в статью 5.35¹ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в целях обеспечения возможности привлечения к административной ответственности лиц, обязанных уплачивать алименты, при частичной уплате алиментов на содержание детей и нетрудоспособных родителей).
По мнению членов и экспертов Общественной палаты, принятие представленных законопроектов является своевременным, актуальным и необходимым для исключения разночтений в практике применения законодательства. Они полагают, что реализация положений законопроектов позволит упорядочить судебную практику, будет способствовать реализации прав детей и нетрудоспособных родителей на алименты, повышению оперативности и качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников.
Согласно пояснительным запискам к законопроектам, необходимость конкретизации статьи 5.351 КоАП РФ и статьи 157 УК РФ обусловлена тем, что в настоящее время в правоприменительной практике при судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях и прокурорском надзоре за законностью возбуждения уголовных дел отсутствует однозначное толкование понятия «неуплата алиментов», что позволяет осуществлять нерегулярные выплаты в существенно меньшем размере, чем установлено исполнительными документами и избегать при этом ответственности за неуплату алиментов.
Отмечено, что в пояснительной записке к первому законопроекту не учитывается Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. №6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».
В пункте 13 этого Постановления Верховный Суд разъяснил, что лицо, обязанное уплачивать алименты, привлекается к административной ответственности, если установлен факт умышленной неполной уплаты им средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Кроме того, по мнению общественных экспертов, анализ судебной практики свидетельствует о том, что, несмотря на отсутствие официального толкования высшими судами страны вопросов применения статьи 157 УК РФ в этом аспекте, суды усматривают наличие состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, в деяниях виновного лица и в том случае, если им совершена неполная уплата алиментов.
По общему мнению участников проведения экспертизы, предлагаемые изменения, по сути, нормативно закрепляют сформировавшуюся в настоящее время судебную практику применения статьи 5.351 КоАП РФ и статьи 157 УК РФ.
Несомненно, сложившаяся судебная практика по этим вопросам обоснована и вполне отражает существо предписаний статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, поэтому нет оснований не согласиться с предлагаемыми законопроектами.
Правильным и справедливым посчитали эксперты и предлагаемое дополнение примечания к статье 157 УК РФ пунктом, предусматривающим освобождение лица от уголовной ответственности в случае полного погашения задолженности по выплате алиментов.
Понятно, что часть неплательщиков алиментов не уклоняются, а действительно не имеют возможности выплачивать их в полном размере, при этом, не имея достаточной компетенции для обжалования размеров выплат. Это может повлечь увеличение количества обвинительных приговоров по уголовным делам, что, в свою очередь, ограничит возможности осужденных по трудоустройству. Поэтому, в экспертном заключении предложено подготовить уточнения законодательства в части порядка определения размера выплат по алиментам: установить минимальные и максимальные величины выплат, порядок и условия их корректировки.
Но, в целом, предлагаемые в законопроектах изменения должны привести к положительным социальным и экономическим последствиям, поскольку позволят полноценно реализовывать в рамках правового поля защиту прав и законных интересов и несовершеннолетних детей, и нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и нетрудоспособных родителей.
Членами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса и экспертами палаты отмечена высокая степень проработанности норм законопроектов в представленной редакции. Вместе с тем, некоторые формулировки, на их взгляд, требуют более детальной и глубокой конкретизации. Например, формулировка «без уважительных причин» не раскрывается, её толкование снова предоставляется судам, что не всегда имеет однозначный результат.
Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроектов.