Menu Close

11.10.2022

Излишние полномочия муниципальных органов — недопустимы

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса провели общественную экспертизу проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Рецензенты полагающие, что законопроект нуждается в серьёзной доработке, приводят в обоснование своего мнения существенные доводы.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других.

Земельным кодексом РФ закреплен принцип о том, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы для осуществления хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и других прав на землю.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.

В настоящий момент невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля по основаниям, предусмотренным  законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Список невостребованных земельных долей предоставляется органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, общему собрания участников долевой собственности на утверждение. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности либо органом местного самоуправления  земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

Законопроектом предусматривается наделить орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка правом на обеспечение подготовки проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Также предлагается наделить органы местного самоуправления поселений, или муниципальных округов, или городских округов до 1 января 2025 года правом на участие в общем собрании участников долевой собственности от имени лиц, чьи земельные доли признаны невостребованными, а также передавать в аренду земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей.

Муниципальные органы до 01.01.2025 года вправе обратиться в суд за признанием права муниципальной собственности на признанные в порядке ст. 12.1 Закона об обороте невостребованными доли. При этом, после 01.01.2025 года признанные в порядке ст. 12.1 Закона об обороте доли переходят в муниципальную собственность, за исключением долей, в отношении которых муниципальными органами были поданы иски в суд. Таким образом, образуется переходный период, в течение которого муниципальным органам фактически предоставляется право осуществлять полномочия собственника в отношении невостребованных долей.

Согласно Гражданского кодекса РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан участвовать в издержках по содержанию и сохранению объекта долевой собственности соразмерно своей доле.

Однако, предлагаемый законопроект не устанавливает обязанности муниципальных органов в переходный период нести бремя содержания в том объеме, который предусмотрен законом для сельскохозяйственных земель.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается также на принципе преимущественного права других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности.

Однако, законопроектом исключается возможность перехода невостребованных долей в собственность иных дольщиков, которые могли эффективно использовать принадлежащие им паевые земли. Предоставлением исключительно муниципальным образованиям права в судебном порядке обращать в муниципальную собственность невостребованные доли, а также переходом невостребованных долей в муниципальную собственность после 01.01.2025, игнорируется равенство частной и публичной собственности. Такой порядок может быть введен, но, по мнению участников проведения экспертизы, только при условии отказа других собственников от своего преимущественного права на приобретение невостребованных долей. Законопроект таких положений не содержит.

Законопроект не разрешает вопрос, кто будет выгодоприобретателем от сданных в аренду земель, полномочия по распоряжению которыми до 01.01.2025 года будут осуществлять муниципалитеты. Не исключена возможность обращения доходов, полученных от использования земель, в муниципальный бюджет, без учета интересов иных собственников.

Фактически законопроект вводит административный механизм обращения частной собственности в собственность государства.  Предоставление муниципальным органам правомочий собственника на переходный период может дать последним необоснованные преимущества перед физическими лицами — владельцами востребованных долей в вытекающих из общей долевой собственности вопросах (управление, выдел участков в счет долей, определения границ, сдача в аренду). Физические лица будут находиться еще в более слабой позиции перед муниципальными органами, баланс частных и публичных интересов будет нарушен.  Точно так же будет складываться ситуация после 01.01.2025 года, когда права на невостребованные доли перейдут к муниципальным образованиям. Владея более 50% долей в земельном участке, муниципальные образования смогут единолично определять его судьбу, в том числе исключительно в своих интересах, игнорируя интересы остальных дольщиков.

С учетом изложенного, в заключении общественной экспертизы сделан вывод, что законопроект не может быть принят в предложенной редакции, так как нуждается в существенной доработке.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика