В Общественной палате Кемеровской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен и проанализирован проект федерального закона «О внесении изменения в статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», затрагивающий важную проблему в организации оказания первичной медико-санитарной помощи в сфере образования.
Предлагаемый законопроект создает некоторые трудности в рамках организации оказания первичной медико-санитарной помощи в сфере образования, считают в Общественной палате Кузбасса. Наибольшие препятствия «получают» организации дополнительного образования, а также малые образовательные организации (например, частные учреждения дошкольного образования), рост численности которых, по большей части, сдерживается именно невозможностью оказания первичной медико-санитарной помощи из-за отсутствия предоставленного для медицинских целей помещения. «Наличие или отсутствие медицинского кабинета, послужит одним из оснований для родителей при выборе образовательного учреждения, в связи с чем, возможно предположить, что отсутствие либо ликвидация из-за небольшого количества обучающихся в образовательном учреждении медицинского кабинета будет являться одним из оснований потери обучающихся и в дальнейшем», — полагают в региональной Общественной палате.
«Но каких-то серьезных последствий при введении данных изменений, на мой взгляд, ожидать не стоит, поскольку саму обязанность оказания медицинской помощи разработчики проекта не отменяют. Это, по-прежнему, остается обязательством образовательных организаций, которым в данном случае нужно будет предложить альтернативные варианты решения вопроса, — считает заместитель председателя комиссииОбщественной палаты Кемеровской области по развитию инноваций, науки и образования Алексей Сьянов. — Более того, в случае отсутствия соответствующего медицинского кабинета в шаговой доступности от образовательной организации, последняя все же будет обязана создавать такой кабинет в своем здании».
Действительно в настоящее время не все образовательные организации (например, организации дополнительного образования) имеют медицинские кабинеты соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Зачастую обучающиеся находятся в данных организациях непродолжительное время, и нет необходимости в том, чтобы медицинский работник находился в помещениях организаций дополнительного образования. Более того, как полагают в Общественной палате Кузбасса, данный законопроект перекликается с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части распределения обязанностей по созданию условий для оказания первичной медико-санитарной помощи в учебных заведениях.
По словам члена комиссии ОП Кузбасса по развитию инноваций, науки и образования Елены Казанцевой, в большей степени предлагаемые нововведения этого законопроекта касаются образовательных организаций высшего образования. «Безусловно, если медицинский работник находится в вузе, то это удобно. Однако, разрозненность корпусов, которые могут быть расположены вблизи разных медицинских учреждений, дефицит кадров не всегда позволяют обеспечить доступность медицинской помощи. Если рядом находятся медицинские организации, то эта проблема может быть решена», — полагает Елена Геннадьевна.
По мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, принятие законопроекта в таком виде приведет к тому, что каждый субъект Российской Федерации получит возможность самостоятельно устанавливать и определять порядок оказания помощи обучающимся, обеспечив каждому из них неравный доступ к медицинской помощи. В случае наличия медицинского учреждения близ дошкольной или общеобразовательной организаций, руководство регионов для экономии бюджетных средств, вероятнее всего, обяжет организации направлять обучающихся в данное медицинское учреждение.
«Однако такое получение медико-санитарной помощи может привести к лишним контактам несовершеннолетних с заболевшими, находящимися на приеме в данном медицинском учреждении. В случае же с дошкольными организациями, остро встает вопрос сопровождения детей в данное лечебное учреждение», — уверена эксперт Общественной палаты Кемеровской области Ирина Коняхина.
По общему мнению членов и экспертов ОП Кузбасса, что в качестве дополнительных правовых мер регулирования вопроса оказания медицинской помощи, целесообразным будет установить определенный численный барьер обучающихся или слушателей (свыше 500 человек), при превышении которого образовательная организация будет обязана организовывать медицинскую помощь собственными силами. Вместе с тем, как выход из сложившейся ситуации, — это передвижные медицинские кабинеты. Так, Приказом от 04.09.2015 №412 Росстата утверждена специальная форма статистического наблюдения в сфере здравоохранения, в которой предусмотрен раздел об оказанных медицинских услугах передвижными подразделениями учреждений здравоохранения. «Тем не менее указанный аспект почему-то своего отражения не нашел ни в упомянутых выше федеральных законах, ни в рассматриваемом законопроекте», — подчеркнули члены Общественной палаты Кемеровской области.
Доводы, которые приводят разработчики в законопроекте, затрагивающем проблемы организации оказания первичной медико-санитарной помощи в сфере образования,поддерживает эксперт региональной Общественной палаты Софья Симакова. Она уверена, что не все образовательные организации нуждаются в отдельном специально оборудованном помещении для оказания медицинской помощи, особенно при условии, если в непосредственной близости от них уже находятся медицинские организации. «Это не должно касаться только учреждений дополнительного образования и учреждений с небольшим количество обучающихся (музыкальные школы, Дома творчества и т.д), где дети находятся непродолжительное время. Насколько я знаю, в перечисленных учреждениях нет и никогда не было медицинских кабинетов. А в сельской местности, где, как правило, один фельдшер, думаю это вообще нереально. Уверена, что достаточно, чтобы оборудованные помещения имелись в школах и детских садах», — считает Софья Александровна.
Как отметила член Общественной палаты Кемеровской области Елена Казанцева, также необходимо продумать организацию медицинского обслуживания в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями. По ее словам, необходимо применять новые модели инклюзивного образования для повышения вовлеченности детей-инвалидов в учебный процесс, которые требуют более оперативного оказания медико-санитарной помощи, а значит наличия специализированного помещения в каждом образовательном учреждении.
В целом, анализируя предложенный законопроект Министерством образования и науки Российской Федерации, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области пришли к общему мнению, что его новеллы позволят более гибко подходить к обеспечению обучающихся первичной медико-санитарной помощью, в зависимости от места их обучения, численности, а также, исходя из наиболее эффективного использования бюджетных средств.