Menu Close

10.02.2022

Развитие системы дистанционного электронного голосования. Комментарии экспертов.

26 января 2022 года депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ приняли в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования — ДЭГ. Федеральные, региональные электоральные эксперты и председатель Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса Владислав Овчинников дали по этому вопросу развернутые комментарии.

Александр Брод, член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ – Независимый общественный мониторинг:

«Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.

Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.

Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертов в этой сфере, нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить их предложения в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат и  экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием».

Алена Булгакова, член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ:

«У дистанционного электронного голосования большое будущее.  Главное преимущество такой формы волеизъявления заключается в том, что она обеспечивает потребность большого числа избирателей в удобстве, безопасности и возможности реализовать свою гражданскую позицию без отрыва от личных дел. Все заявления о нелегитимности дистанционного голосования исходят от незнания процедуры».

Дальнейшая проработка норм, регулирующих все вопросы проведения ДЭГ, должна проводиться с обязательным участием экспертного сообщества. Остается плотно сотрудничать с избирательными комиссиями в части подготовки и обсуждения порядка проведения дистанционного голосования.

Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием:

«Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование».

 

 

Владислав Овчинников , председатель Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса, доктор исторических наук, профессор:

«Мы живем в стремительно меняющемся мире. И неотъемлемыми признаками современного развитого общества являются цифровизация и искусственный интеллект. Новое поколение выросло в условиях современной информационной среды, интернет-медиа и дистанционного образования – они стали сверхразвитой сетью коммуникаций.

Несмотря на все опасения в обществе – боязнь информационного хаоса, распространение «виртуального» типа времяпровождения в ущерб живому общению, страх перед манипулированием общественным сознанием – это современные реалии. Научиться опережать стихийные процессы и управлять этими процессами – необходимое условие дальнейшего развитие нашего общества.

В этом контексте принятие законопроекта, устанавливающего единые правила дистанционного голосования, как основы нового современного формата голосования, является «шагом за горизонт», который должен обеспечить доступность и привлекательность участия в выборах, в первую очередь современной молодежи. Уже через несколько лет она станет той социальной и профессиональной основой, которая должна обеспечить стабильность и развитие общества и страны. И в ходе развития избирательной системы с возможностью дистанционного электронного голосования устранит все возможные недостатки, которые могут быть на первом этапе внедрения.

Отмечу, что еще осенью 2021 г. общественные эксперты Кузбасса в числе прочих предложений по совершенствованию правового регулирования выборов и развитию института независимого наблюдения отметили, что:

  1. Необходимо развивать систему Дистанционного электронного голосования при сохранении возможности личного голосования на избирательном участке. Это требует также создание механизма эффективного независимого наблюдения для подтверждения легитимности и честности ДЭГ. Внедрение электронных способов голосования требует уточнения действующей методологии организации и проведения наблюдения за выборами, а, следовательно, внесение коррективов в программу обучения наблюдателей с учётом происходящих в избирательной системе изменений;
  2. В связи с падением значения ТВ, наружной рекламы, печатной продукции в избирательной кампании сместить ряд мероприятий (дебаты, представление партийных программ) в Интернет-пространство. Активно использовать онлайн-формы проведения просветительских мероприятий по формированию политической культуры граждан, особенно молодежи.

Таким образом, законопроект о ДЭГ отвечает задачам развития нашего общества и избирательной системы Российской Федерации, но потребует после принятия закона серьезные организационные действия по подготовке технических кадров, повышению квалификации членов избирательных комиссий, наблюдателей и экспертов, проведению информационно-просветительской работы с избирателями, созданию надежной программно-технической основы ДЭГ и системы общественного контроля».

Елена Матвеева, член Экспертного совета Общественной палаты Кузбасса, доктор политических наук, профессор Кемеровского государственного университета:

«Дальнейшие шаги государства по развитию системы ДЭГ, в том числе принятие Госдумой в первом чтении законопроекта об утверждении единых правил ДЭГ, необходимо в условиях информатизации сферы политики и непосредственно избирательного процесса. Политика все больше перемещается в Интернет пространство и откладывать введение подобной формы волеизъявления граждан уже не представляется возможным.

Однако, уровень восприятия среди населения данного новшества явно недостаточен. Одно из недавних исследований ВЦИОМ, 2020 года, показывает, что россияне слабо информированы о подобном новшестве и в основном его введение поддерживает молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (71%) и от 25 до 34 лет (51%). В целом, положительную оценку введению данной процедуры поддерживают по стране 51 % против 46 % противников введения, то есть, практически каждый второй респондент не поддерживает нововведение.

Кузбасс пока не имеет практики участия в онлайн голосовании, но здесь, как и в других субъектах, необходима четкая информационная политика, а также расширение форм осуществления практики общественного контроля за выборами. Кроме этого, данные опросов настойчиво акцентируют внимание на двух барьерах, тормозящих рост числа сторонников перехода на информационные технологии в избирательном процессе: это технологические ограничения самих избирателей и репутационные ограничения системы электронного голосования. Считаю, что принятие законопроекта целесообразно, но работу в субъектах необходимо продолжить при участии экспертного сообщества с учетом электоральных предпочтений избирателей. И, безусловно, в законопроекте необходимо прописать возможность осуществления наблюдения за онлайн голосованием».

Яндекс.Метрика