Menu Close

09.12.2011

           В Российской Федерации прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. В связи со значимостью и масштабностью проводимых в стране выборов, по инициативе Российского фонда свободных выборов, при поддержке Общественной палаты Российской Федерации и Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан с 10 октября в большинстве регионов, а с 7 ноября 2011 года в масштабах всей страны была развернута работа сети общественных пунктов «Горячей линии» связи с избирателями.
         Всего с момента начала работы общественной «Горячей линии» с 10 октября по 5 декабря 2011 года по всем каналам связи поступило 8317 обращений избирателей из 78 субъектов Российской Федерации. Из числа принятых обращений около 75 % касались организации избирательного процесса и избирательного законодательства и лишь 18 % вопросов было связано с социально-бытовой тематикой.
          В Кузбассе пункт «Горячей линии» связи с избирателями был открыт по инициативе Общественной палаты Кемеровской области при поддержке Российского фонда свободных выборов на базе Кемеровской региональной общественной организации Кузбасский центр «Инициатива». Всего с начала работы 31 октября 2011 года и на шесть часов вечера 9 декабря 2011 года в кузбасский ПГЛ поступило 147 обращений граждан, из них: 71 вопросов избирателей, касающихся организации избирательного процесса, предвыборной агитации, процедур оформления списков избирателей и выдачи открепительных удостоверений; 67 вопросов носили социально-бытовой характер; 3 вопроса были связаны с совершенствованием законодательства и 6 обращений содержали различного рода предложения и инициативы, например, по модернизации архитектурного облика кузбасских городов. На Горячую линию обращались в основном работающие граждане среднего возраста и пенсионеры, которые узнавали о работе пункта из газет, телепередач и благодаря сообщениям в сети Интернет.
          Активное обращение кузбассовцев в ПГЛ стало ярким свидетельством того, что  общественная «Горячая линия» вызывала у населения области живой интерес и большую надежду на решение вопросов и проблем, которые избиратели и поспешили изложить в своих обращениях, жалобах, наказах, инициативах.
          В работе ПГЛ приняли участие 14 членов Общественной палаты Кемеровской области, почти ежедневно сменявших друг друга у «операторского пульта» Горячей линии, общавшихся с гражданами, предоставлявших им квалифицированные консультации и фиксировавших все входящие звонки. 
          Большая часть обращений кузбассовцев касалась вопросов социально-бытового характера. Граждане обращались в пункт Горячей линии с просьбами принять меры по благоустройству дворов, ремонту дорог, строительству детских площадок. Нередко поступали жалобы на работу органов жилищно-коммунального хозяйства: по проблемам с отоплением в квартирах, по установке и дальнейшему функционированию водосчетчиков, по необоснованному откладыванию ремонта ветхого жилья, находящегося в аварийном состоянии. Граждане сетовали также на плохую организацию работы почтовых отделений, на перебои в движении городского и пригородного транспорта, на отсутствие света и затопления в гаражных кооперативах и т.д.
           Обращаясь в ПГЛ, граждане выражали недовольство существующей системой медицинского обслуживания, говоря о неудобствах в связи с невозможностью получения всех необходимых медицинских услуг в одной поликлинике, о безответственной работе районных больниц, службы «Скорой помощи», которые зачастую отказываются от оказания необходимой помощи, ссылаясь на то, что это не входит в их компетенцию.
         Чаще всего в ПГЛ обращаются пожилые люди, инвалиды, ветераны войны и труда. Они высказывали недовольство существующим пенсионным законодательством, не учитывающим реальные трудозатраты бывших служащих, вредность производства, на котором они трудились и т.д. Пенсионеры-садоводы рассказывали про свои проблемы в связи с плохой организацией работы летнего загородного транспорта, с ненадежностью расписаний движения автобусов, размещенных на остановочных пунктах, с отсутствием остановок возле густонаселенных садоводческих обществ.
          Звонили на телефон «Горячей линии» и молодые семьи, имеющие детей. Эту категорию граждан объединяют свои, абсолютно очевидные проблемы: катастрофическая нехватка детских садов, нереально длинные очереди в существующие дошкольные учреждения, высокая стоимость услуг няни, оплатить которые молодым семьям зачастую не под силу.
          Нужно сказать, что большинство обращений граждан по нерешенным проблемам не были наполнены отрицанием, а скорее носили характер открытости и готовности сотрудничать с властными государственными структурами, и были направлены на получение информации о возможных путях осуществления такого взаимодействия. Так, самым частым был вопрос: «Подскажите, пожалуйста, куда мне обратиться для решения моей проблемы?».
           Операторами ПГЛ был зафиксирован и целый ряд конкретных модернизаторских предложений кузбассовцев по улучшению дорог, движения транспорта, благоустройству улиц и районов, в целом, по строительству в кузбасских городах современных поликлиник, новых детских садов и площадок. А пенсионер-кемеровчанин принес в пункт «Горячей линии» собственноручно изготовленную схему, предлагающую новый, рационализаторский маршрут движения городского транспорта в районе ФПК.
            Пункт Горячей линии неравнодушные граждане Кемеровской области пытались использовать и для решения таких «социальных болезней», как алкоголизм, спаивание населения, игромания. Они звонили и требовали закрыть до сих пор существующие залы игровых автоматов, а также запретить открытие новых пивных баров.
           Накануне выборов активность стали проявлять и кузбасские предприниматели. Звонки от этой категории граждан содержали, в частности, предложения помочь в обслуживании избирательных участков питанием и питьевой минеральной водой.
           Все обращения, связанные с социально-бытовыми проблемами, поступившие на ПГЛ связи с избирателями, были зафиксированы и переданы в Общественную палату Кемеровской области и в органы исполнительной власти.
            В последние дни перед выборами на пункт «Горячей линии» стало поступать больше звонков о соблюдении избирательных прав граждан, о действиях избирательных комиссий, о работе органов власти. А 4 декабря, в единый день голосования, операторы ПГЛ зафиксировали 42 обращения, касающихся исключительно организации избирательного процесса и соблюдения избирательного законодательства. Кузбассовцы жаловались на то, что в участковых избирательных комиссиях за день до голосования им было отказано в выдаче открепительных удостоверений, поскольку их не было в наличии. Или, например, обратившийся в пункт общественной «Горячей линии» житель города Кемерово интересовался, может ли он проголосовать, предъявив на избирательном участке не паспорт, а водительские права.
         Избиратели обращали внимание и на обстановку, которая царила на избирательных участках. Одного из жителей Таштагола беспокоило, не нарушают ли действующего избирательного законодательства представители политических партий, когда осуществляют на избирательных участках видеосъемку. Поступило также два обращения по поводу ситуации на одном из избирательных участков в пгт. Тяжин. Член участковой избирательной комиссии и кандидат в депутаты городского совета сообщили, что в нарушение требований законодательства одним из кандидатов в депутаты городского совета на избирательном участке проводится лотерея.
           И если в первой половине дня кузбассовцы обращались в пункт «Горячей линии» за информацией и разъяснениями, то ближе к вечеру стали поступать сигналы о возможных нарушениях прав избирателей на избирательных участках. Так, жительницу города Кемерово на одном избирательном участке регулярно с 2004 года не вносят в списки избирателей, ей все время приходится голосовать дополнительным списком. Уже 11 лет отсутствует в списках для голосования и фамилия другой жительницы города Кемерово. По ее словам, секретарь избирательной комиссии на избирательном участке не приняла никаких мер. Вопрос был решен только после вмешательства операторов пункта общественной «Горячей линии» и звонка в региональную избирательную комиссию. Представители участковой избирательной комиссии прибыли к кемеровчанке на дом, и она смогла проголосовать.
           На все вопросы, касающиеся выборов, избиратели, обратившиеся в пункт «Горячей линии», сразу же получили ответы и разъяснения от операторов пункта. Кроме этого, в единый день голосования на обращения граждан, поступающие в ПГЛ, активно реагировали члены Общественной палаты Кемеровской области. Проводя мониторинг ситуации на избирательных участках в городах области, они посетили более восьмидесяти участков в Центральном, Ленинском и Кировском районах города Кемерово, Прокопьевске, Новокузнецке, Березовском, Осинниках и Междуреченске. По словам членов ОП КО, ситуация на участках сохранялась, в основном, спокойная.
            При участии Общественной палаты Кемеровской области региональной общественной наблюдательной комиссией по содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания, проводился мониторинг за ходом выборов в местах лишения свободы. Нарушений в ходе проведения выборов членами комиссии не было выявлено.
            Общественной палатой Кемеровской области было налажено эффективное информационное взаимодействие с областной массовой газетой «Кузбасс» в течение всего периода работы пункта и с радиостанцией «Русское радио Кемерово» в единый день голосования. Информационные сводки о ходе работы общественной «горячей линии» передавались каждые три часа в средства массовой информации, публиковались на официальном сайте Общественной палаты Кемеровской области, направлялись в Центральный пункт общественной «горячей линии» (г. Москва).
             За время своей работы кузбасский пункт «Горячей линии» дважды принимал участие в  сеансах Интернет-видеосвязи, организованных Центральным пунктом общественной «Горячей линии» связи с избирателями. Во время сеансов было подробно рассказано о проделанной ПГЛ Кемеровской области работе, о количестве и характере поступивших звонков, о том, как удается налаживать отношения с органами власти по решению вопросов социально-бытового характера, о дежурстве в пункте Горячей линии членов Общественной палаты Кемеровской области и т.д. Оба раза московские коллеги отмечали высокий уровень организации работы кузбасского пункта, акцентируя внимание на оперативности и качестве работы с обращениями граждан. 
 
             В целом, говоря о работе системы общественной «Горячей линии» связи с избирателями, нужно отметить, что она оказалась востребованной гражданами и продемонстрировала действенность созданного в Российской Федерации механизма общественного контроля, позволяющего всем участникам выборов, прежде всего избирателям, принять самое деятельное участие в его осуществлении. Анализ характера и содержания обращений граждан на «Горячую линию» также может свидетельствовать о повышении уровня политической и правовой культуры избирателей. Общественная палата Кемеровской области намерена продолжать работу в данном направлении в период предстоящих выборов Президента РФ.
Яндекс.Метрика