Menu Close

09.02.2022

Непростое определение традиционных ценностей

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза  проекта Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Анализ проекта проводившими экспертизу общественниками  показал положительные и отрицательные стороны его принятия и реализации.  В частности, они указали, что проект документа будет способствовать достижению целей, обозначенных в нем: сохранению и укреплению системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, передаче их от поколения к поколению; противодействию распространению деструктивной идеологии; обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

В числе прочего отмечены социально — экономические последствия принятия проекта Основ, которые заключаются в достижении национальных целей развития и реализация Стратегии национальной безопасности России (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400), сохранении социальной стабильности в стране, формировании безопасного информационного пространства, создании условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций России.

Члены и эксперты ОП КО полагают, что необходимо обозначить следующие положительные организационно-правовые последствия принятия проекта Основ:

  • совершенствование и гармонизация нормативно-правовой базы в сфере традиционных ценностей на федеральном и региональном уровне;
  • учёт требований государственной политики при разработке государственных программ в соответствующих сферах деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти;
  • привлечение институтов гражданского общества к участию в реализации политики в сфере традиционных ценностей;
  • создание механизма межведомственной координации при реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей.

Информационным инструментом реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей является взаимодействие со средствами массовой информации, социальными сетями, цифровыми платформами, поисковыми системами, что также является положительным моментом, так как размещается подробная, объективная и достоверная информация о реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей при максимально широком охвате аудитории.

Вместе с тем, сделан вывод о том, что проект документа не доработан в полном объёме и подлежит редактированию и закреплению в нем некоторых позиций. Таких, как включение упоминания о вере в Бога/религиозной веры в перечень приводимых в проекте традиционных ценностей, упоминание религиозных объединений в числе организаций гражданского общества, быстрый смысловой переход от Стратегии национальной безопасности к Активности проводников деструктивной идеологии и реформам.

Проводившие экспертизу отнеслись критически к пункту о том, что реализация государственной политики в сфере традиционных ценностей органами государственной власти всех уровней не требует выделения дополнительных финансовых средств. В связи с тем, что мероприятия, направленные на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, не могут быть реализованы без достаточного финансирования.

Подчеркнута важность ожидаемых результатов реализации государственной политики в сфере традиционных российских духовно-нравственных ценностей и предложено пункт 22 проекта Основ изложить в следующей редакции:

«22. Реализация настоящих Основ будет способствовать:

— сбережению народа России и сохранению его идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— достижению национальных целей развития;

— развитию человеческого потенциала;

— поддержанию гражданского мира и согласия в стране;

— укреплению законности;

— формированию безопасного информационного пространства;

— защите российского общества от распространения деструктивной идеологии;

— повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Сфера общественных отношений, урегулированных проектом документа, относится к сферам образования, науки, культуры. Проект формирует концепцию государственной идеологии и нравственности и ее защиту.

Предлагаемые к введению нормы следует отнести к стратегическим, декларативным нормам права, устанавливающим ориентир государственной политики, его основные постулаты. Исходя из этого, эксперты высказали следующие предложения.

В пункте 10 Проекта «Сохранение и укрепление традиционных ценностей требует решения следующих проблем» сформулирован ряд задач, которые должны быть решены, среди которых п.п. 3 – «государственная поддержка мероприятий в культурно-образовательной сфере нуждается в дополнительном контроле на предмет максимального соответствия целям государственной политики в сфере традиционных ценностей».

Государственная поддержка всегда осуществляется в несколько этапов, включающих предварительные и финальные оценки соразмерности, экономичности и, конечно, эффективности. Обозначенная в проекте цель не уточняет безупречность существующей модели, однако, ставит задачу усиления контроля, формирование его дополнительных и интенсивных форм. При этом возникает вопрос: «Чей это должен быть контроль?». Между тем, контроль, как процесс, может быть четырех типов: внутренний, внешний правоохранительный, внешний общественный. Стратегически они должны быть разнесены, чтобы не подменять друг друга.

В п.п. 7 пункта 10 указана еще одна цель: «совершенствование форм и методов деятельности правоохранительных органов с целью поиска эффективных путей профилактики и пресечения противоправных действий, направленных на разрушение традиционных ценностей». Этот пункт нуждается в уточнении. В КоАП РФ и УК РФ нет прямых составов, отвечающих за защиту идеологии и традиционных ценностей. Такая формулировка для правоохранительной функции государства является двусмысленной и дает слишком широкие усмотрения для санкционной политики в сфере морали и нравственности.

Обратившись к пункту 15 Основ, указывающему на такой правовой инструмент реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей, как «совершенствование и гармонизация нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне», эксперты обратили внимание на отсутствие определенности в курсе модернизации права.

Как следует из постановки проблемы в пункте 6 Основ, к сферам его регулирования отнесены сферы культуры, образования и воспитания, работы с молодёжью, науки, межнациональных и межконфессиональных отношений, информационного пространства, международного сотрудничества, оборона страны, государственной и общественной безопасности. Эти сферы общественных отношений и отрасли права, их обслуживающие, построены на разных методах правового регулирования, более того, их предметы не всегда имеют созидательную основу.

Исходя из понимания проводивших экспертизу, сделан вывод о том, что целесообразно в Основах выделить отдельное правоохранительное направление с исключительно федеральным нормативным и концептуальным правовым регулированием, имеющим конкретный прикладной аспект защиты (охраны) в конкретной области общественных отношений.

Региональное законодательство субъектов РФ включает вопросы науки, образования, культуры, административное право, защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Методом субсидиарного правотворчества приоритет норм федерального законодательства в настоящий момент соблюдается, однако, без правотворческой координации правовое наполнение концепции Основ будет в плохом смысле этого слова самостийно и коллизионно. Что в совокупности может привести к утрате целости единой государственной политики по защите традиционных ценностей России.

Самой главной проблемой, которая может возникнуть с применением норм Основ, является проблема определения традиционности ценностей для тех территорий субъектов России, где располагаются культурные, национальные автономии, и, в целом, для поликультурного народа России.

Понимание «духовных скреп», «свобод человека», «патриотизма, служения Отечеству и ответственность за его судьбу», «высоких нравственных идеалов», «крепкой семьи», «созидательного труда», «приоритета духовного над материальным», «гуманизма», «милосердия», «справедливости», «коллективизма», «взаимопомощи и взаимоуважения», «исторической памяти и преемственности поколений», указанных в пункте 4 проекта Основ, может быть диаметрально противоположным у народов России, но при этом быть традиционным и историческим.

Мораль и этика многонациональных народов России, в сочетании с их правом сохранения исконного уклада и правом на его самоопределение и защиту, может быть непреодолимым препятствием для создания единой системы, обязательных критериев традиционных ценностей, так как традиции у всех разные. В такой ситуации нужна иерархия ценностей «традиционного», состоящих из основных и факультативных критериев. Ее отсутствие не сможет обеспечить единую идеологическую материю Российской действительности и удачный исход противостояния с внешними вызовами чуждой и деструктивной идеологии.

С учетом изложенного, составлено экспертное заключение о том, что законопроект нуждается в серьезной концептуальной и правовой доработке.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

 

Яндекс.Метрика