Menu Close

07.06.2022

Большая перемена. Общественная палата Кузбасса включилась в обсуждение проекта.

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области — Кузбасса, проведена правовая экспертиза представленных проектов федеральных законов №126384-8 «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» и № 126405-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена».

Проанализировав представленные законопроекты, члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса разделились во мнении о качестве подготовки законопроектов и необходимости их принятия.

Важным признается то, что дети всегда являются приоритетом государственной политики. Согласно Конституции Российской Федерации, государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Многие указывают на необходимость законопроектов, так, как работа с детьми и молодёжью в настоящее время актуальна и жизненно необходима, а создание общероссийского массового движения «Большая перемена» будет способствовать консолидации подрастающего поколения.
Однако, часть проводивших экспертизу общественников считает, что принятие предложенных законопроектов не приведёт к достижению обозначенных в пояснительных записках целей. Принимаемые меры не позволят выстроить единую политику воспитания детей и молодёжи в образовательных организациях. Они считают это возможным только тогда, когда будет разработана чёткая идеология, которая может быть выстроена в систему.

Мнения членов и экспертов разделились, прежде всего по предлагаемому подходу к законопроектам. Профессионалы в области законотворчества и правоприменения обосновали свое мнение с точки зрения уже действующего законодательства, прежде всего Конституции Российской Федерации. Они полагают, что законопроекты нуждаются в корректировке положений по нескольким основаниям.

Законопроект «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» содержит перечень целей, преследуемых общественно-государственным общероссийским движением «Российское движение детей и молодёжи «Большая перемена», среди которых, в том числе, указано содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодёжи, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодёжи, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств.

Достижение этих целей, как следует из статьи 3 законопроекта, возможно на основе таких принципов, как добровольность участия в движении, равенство прав участников движения, учёт индивидуальных особенностей участников движения. непрерывность и систематичность деятельности движения, преемственность деятельности движения по отношению к участникам разных возрастов, открытость деятельности.

Исходя из содержания части Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В частях 1–4 статьи 13 Конституции Российской Федерации речь идёт об идеологическом, политическом многообразии, равенстве общественных объединений перед законом.

Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Частью 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Между тем, включение в сферу интереса движения образовательного процесса, без чёткой регламентации места движения в нём, способа внедрения целей и форм движения в образовательный процесс может создать условия для протекционизма политики движения.
Отсутствие в законопроекте норм, раскрывающих сущность самоорганизации, самоуправления, творческой самодеятельности движения, в свою очередь, создаёт риск преобладания его пропагандистских свойств, и декларативный характер его целей.

Общественники обратили внимание на то, что законопроект определяет общие принципы и меры государственной поддержки движения, но не обеспечивает решение вопросов, связанных с конкретными мерами, направлениями и формами такой поддержки. Они считают, что целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, в любом случае, должно совершаться на основе конкурентности всех общественных движений, ведь уже созданы и функционируют общественно-государственные детско-юношеские организации: «Юнармия», «Российское движение школьников», волонтёрские и экологические отряды и другие общественные объединения.

Анализ положений статей 10–19 законопроекта позволил выделить участникам общественной экспертизы недостатки предлагаемого правового регулирования в сфере разграничения предметов ведения и полномочий в области государственной молодёжной политики: отсутствие взаимодействия между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, неясность процедуры финансирования реализации программ движения, отсутствие мер и видов ответственности за нецелевое расходование средств.

В заочную дискуссию с правоведами своим мнением вступили другие члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса. Их мнение обосновано политической позицией. Они предлагают в пункте 1 статьи 2 законопроекта заменить слово «мировоззрение» словом «идеология», так как, по их мнению, если исходить из определения этих понятий, то идеология – это система идей, мыслей, для известной цели спаянных друг с другом, а мировоззрение — нестрогое единство.

В статью 3 законопроекта они предлагают внести изменения в принципы деятельности движения, заменив «добровольность участия в движении» на «качественную вовлеченность», а также дополнить статью новыми принципами — выработкой коллективных начал, выработкой дисциплины, ориентацией на развитие своей страны.

С учетом всех этих доводов, в заключении общественной экспертизы сделан вывод о том, что законопроекты нуждаются в концептуальной и правовой доработке и в предложенном варианте не могут быть рекомендованы к принятию.

Впрочем, общественное обсуждение нового серьезного молодежного проекта только стартовало. Впереди еще множество дискуссий на различных площадках. конструктивные обсуждения, внесение необходимых дополнений и проработка нюансов.

Заключение общественной экспертизы с указанием разных мнений направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроектов.

Яндекс.Метрика