Председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по развитию гражданского общества и благотворительности Галина Макашина приняла участие в пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации, посвященном обсуждению концепции законопроекта об «Общественном контроле в Российской Федерации».
Необходимость данного закона возникла в связи с возросшей активностью гражданского общества, желанием участвовать в принятии государством важных для общества решений и контролировать их исполнение соответствующими ведомствами, нетерпимостью к коррупции и должностным злоупотреблениям, а также появлением различных институтов общественного контроля. Это требует создания механизмов, призванных упорядочить процесс общественного контроля и создания законодательной базы для этой деятельности.
Концепция содержит предложения о том, каким образом должен осуществляться общественный контроль, кто будет выступать субъектами такого контроля и какими полномочиями они будут наделены, а также как впишутся в новую систему уже существующие механизмы общественного контроля, такие как Общественная палата РФ и региональные палаты, общественные советы муниципальных образований и органов исполнительной власти, общественные наблюдательные комиссии и т.д.
Кроме того, в документе прописаны основные процедуры общественного контроля, такие как общественный мониторинг, общественные слушания, общественная проверка, общественное расследование и общественная экспертиза.
Также в концепции сделан акцент на том, как должны будут строиться отношения сторон, чтобы ведомства, со своей стороны, не препятствовали осуществлению общественного контроля, а с другой стороны, чтобы контролирующие структуры не мешали работе госорганов. Предлагается даже предусмотреть меры ответственности участников процесса за нарушение этого закона.
Документ содержит и ряд новаций, например, в нем впервые в России предусмотрена формулировка «общественные интересы».
Концепция законопроекта, в целом поддержанная участниками заседания, тем не менее, вызвала оживленную дискуссию.
«Общественный контроль является важным элементом во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан современной России. Однако внедрение этого механизма сопряжено с большими трудностями,- считает Галина Михайловна.- Если на региональном уровне уже сложилось общее представление о роли общественной палаты всфереосуществления общественного контроля, то на муниципальном уровне этот вопрос воспринимается достаточно болезненно. Во-первых, в большинстве муниципальных образований нет субъекта, которому бы власть доверялаи добровольно предоставляла на общественную экспертизу свои нормативно-правовые акты. Во-вторых, принято считать, что для общественного контроля на местном уровне уже созданы все условия. Многие чиновники считают, что ныне действующего законодательства достаточно для осуществления общественного контроля. Так закон 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления» предполагает проведение публичных слушаний по наиболее важнымвопросам местного значения, все проекты решений органов местного самоуправления публикуются в СМИ и размещаются на сайтах муниципальных образований. Преодолеть стереотип этих представлений будет очень трудно. Нужна кропотливая просветительская работа, как с представителями общественности, так и с органами исполнительной власти».
Учитывая значимость законопроекта, как для государства, так и для гражданского общества, члены ОП РФ приняли решение о вынесении законопроекта на общественные слушания в региональные общественные палаты, после чего он должен быть представлен Президенту РФ для внесения его на рассмотрение в Госдуму в сентябре 2012г.