Menu Close

03.11.2010

        В Общественной палате РФ прошло Пленарное заседание на тему «Образование в России: взгляд 2010», в котором приняла участие секретарь Общественной палаты Кемеровской области, член Общественной палаты РФ Татьяна Алексеева. В обсуждении темы в он-лайн режиме смогли принять участие и члены региональных общественных палат. Наблюдали за происходящим в Москве и дискутировали со столичными коллегами председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по развитию образования Владимир Юстратов и член комиссии Елена Морозова.
        Члены Общественной палаты обсудили направления модернизации российского образования. В частности, речь шла о встраивании российских высших учебных заведений в международное образовательное пространство, о развитии системы дошкольного образования, о взаимодействии учебных заведений и бизнеса, о положении малокомплектных школ, о будущем начального профессионального образования, а также о подготовке педагогических кадров. В ходе обсуждения этих вопросов принимались предложения в текст законопроекта «Об образовании в РФ».
          С докладом выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
          В рамках пленарного заседания работали две секции, посвященные проблемам высшей школы и проблемам среднего и дошкольного образования и воспитания.
          Как было отмечено в ходе пленарного заседания, ключевая проблема современного отечественного образования – его низкое качество. «Несмотря на то, что в нашей стране на 10 тысяч человек приходится целых 620 студентов, в стране наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в большинстве сфер», — отметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Ярослав Кузьминов. Дефицит рабочих специальностей составляет 60%. Также не хватает грамотных юристов, экономистов и др., хотя ежегодно дипломы по этим специальностям получают большое количество молодых людей. «Это свидетельствует о процветании псевдообразования в России, мы покупаем «костюмы для покойников». Сегодня у нас настоящих вузов не больше ста», — считает Кузьминов. При этом доля предприятий, которые не сотрудничают с вузами, за последние пять лет выросла с 21% до 71%. В свою очередь, как отмечают эксперты, вузы перестали выпускать узких специалистов в той или иной области, давая студентам лишь общекультурные знания.
            Вместе с тем, иметь высшее образование стало модно, а не иметь – стыдно и непрактично. Четверть работодателей требуют диплом о высшем образовании даже при приеме разнорабочих. В таких условиях в «вышку» не идет только ленивый. В Китае, например, всего 15% людей после школы становятся студентами.
            «Мы лидеры по числу студентов, за нами с большим отрывом идут США и Финляндия (520 студентов на 10 тысяч населения)», — подчеркнул Ярослав Кузьминов, который видит выход в появлении в России прикладного бакалавриата. «Три года прикладного бакалавриата, как в Германии, например, это шанс дать высшее образование всем желающим», — добавил Кузьминов.
            Другая причина невысокого качества образования выпускников высшей школы, по мнению Ярослава Кузьминова, кроется в качестве школьного образования. Срок обучения в школе, уверен член ОП, должен быть увеличен, как минимум, до 12 лет. Сейчас студентам-первокурсникам вуз вынужден давать знания, которые они должны были получить еще в школе.
            Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович отметил, что в развитых странах в колледжи и вузы молодые люди поступают в 20 лет. Российская молодежь в этом возрасте часто уже заканчивает высшие учебные заведения. Между тем, поступая в вуз в 17 лет, невозможно быть абсолютно уверенным в выборе профессии.
           Активно участвовали в обсуждении темы и представители регионов. «Решение проблем образования остается приоритетом для нашего общества. От этого зависит, каким будет будущее России. Проблемы средней, высшей школы мы неоднократно рассматривали в Общественной палате Кемеровской области, и пленарное заседание Общественной палаты РФ на тему образования – это возможность донести взгляд и мнение региона до федерального уровня. Хочется надеяться, что общими усилиями что-то сдвинется с места», — считает секретарь Общественной палаты Кемеровской области, член Общественной палаты РФ Татьяна Алексеева.
           Представителей регионов интересовал и вопрос равнодоступности высшего образования. По мнению Владимира Юстратова, нельзя говорить о том, что с введением ЕГЭ выпускники провинциальных школ имеют те же возможности, что и жители столицы, пока законодательно не закреплен вопрос возмещения им транспортных расходов к месту учебы и обратно. Зачастую, даже если в регионах в школах дети получают качественное образование, уровень дохода их родителей, к сожалению, не всегда позволяет обеспечить ребенку жизнь в столице. 
          По итогам пленарного заседания, Общественная палата подготовит рекомендации, которые будут представлены Президенту и в Правительство. В рекомендациях будет учтено и мнение регионов.
 
 
Яндекс.Метрика