Menu Close

02.09.2022

Общественники внесли предложения по совершенствованию законопроекта

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса проведена правовая экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения возможности передачи отдельной категории детей под предварительную и временную опеку (попечительство)».

После изучения пояснительной записки к законопроекту члены и эксперты общественной палаты считают, что в целях решения указанных проблем и определения единого подхода к жизнеустройству детей, лишившихся попечения родителей в силу различных обстоятельств, внесение изменений в Федеральный закон от 24 апреля 2008 год  № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и в Семейный кодекс Российской Федерации будет соответствовать интересам ребёнка.

Вместе с тем, общественники высказали ряд предложений по его оптимизации.

Участники проведения экспертизы считают, что необходимо синхронизировано реализовать принцип  незамедлительности реагирования органов опеки и попечительства на трудную жизненную ситуацию детей. В представленном виде законопроект единство такого подхода не демонстрирует. Напротив, употребляются различные виды временной привязки к реализации публичной властью своих протекционных функций: «незамедлительно», «в течение трех рабочих дней», либо вообще конкретные сроки не указываются.

В тоже время, предлагаемые изменения оперируют понятиями «немедленного» введения режима предварительной опеки и попечительства. Однако, и эти предлагаемые изменения при вынесении акта о предварительной опеке и попечительстве и  обращении к гражданам, которые изъявили желание быть опекуном или попечителем, никаких сроков не устанавливают.

Логика предлагаемых законопроектом изменений и высокая социальная значимость своевременности государственной защиты лиц, не обладающих полной дееспособностью и находящихся в трудной жизненной ситуации, диктуют необходимость незамедлительного реагирования органов опеки и попечительства на указанные обстоятельства.

Соответственно, предлагаемые изменения в нормативные акты, касающиеся определения момента возникновения у органов опеки и попечительства обязанности по реализации своих полномочий, должны быть скорректированы для обеспечения незамедлительности их реализации и определения четких, сокращенных сроков. В частности, срок в три рабочих дня представляется чрезмерным, если, например, он выпадает перед выходными, праздничными днями.

В законопроекте в качестве альтернативы родственникам, которые могут стать предварительными опекунами или попечителями указаны «иные значимые для ребенка лица». К таким лицам законопроект относит «иных взрослых лиц», которые «знакомы ребенку» и оказывают «существенное положительное влияние на его условия развития, воспитания и образ жизни». Последний признак, как представляется участникам экспертизы, сформулирован недостаточно четко. «Существенность» как критерий не ясен, градация существенности не раскрыта. Это, в свою очередь, может повлечь как коррупционные, так и  иные негативные тенденции. Следует также отметить, что в качестве объекта «влияния» указаны «условия», в которых находится ребенок, а не он сам.

Кроме того, предлагаемые формулировка и механизм установления предварительной опеки и попечительства не учитывают мнения ребенка, в чьих интересах устанавливается предварительная мера.

В целях решения возникающих проблем и определения единого подхода к жизнеустройству детей, лишившихся попечения родителей в силу различных обстоятельств, ясно, что всех обстоятельств и потребностей не предусмотреть и не решить законодательством в одночасье. А это означает, что требуется универсальная система защиты детства. Например, посредством страхования.

Заключение общественной экспертизы и предложения общественников направлены в Общественную палату Российской Федерации и будут учтены при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика