Menu Close

02.08.2019

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области подготовили ряд предложений и замечаний в проект регионального закона «Об экологическом образовании, воспитании и формировании экологической культуры в Кемеровской области».

Напомним, что региональная Общественная палата выступила инициатором появления областного закона об экологическом воспитании. Инициатива была поддержана Советом народных депутатов Кемеровской области. В настоящее время в законопроект, подготовленный с учетом предложений профильных департаментов, рекомендаций рабочей группы и опыта других субъектов РФ, вносятся поправки и замечания.

Принятие Закона «Об экологическом образовании, воспитании и формировании экологической культуры в Кемеровской области» позволит создать правовые, организационные и экономические основы экологического образования и просвещения в регионе, осуществлять мероприятия по распространению экологических знаний среди населения. Законопроект имеет, по мнению Общественной палаты Кемеровской области, выраженную социальную направленность, отражает стремление сформировать экологическую культуру региона. Однако в некоторых положениях законопроекта, на взгляд членов и экспертов региональной Общественной палаты, есть формально-юридические и понятийно-концептуальные недостатки.

В названии и содержании законопроекта повторяется неточность, содержащаяся в некоторых федеральных программных и нормативных правовых документах. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», а в областном законопроекте экологическое образование определяется как «непрерывный процесс воспитания и обучения». Употребление одновременно этих двух понятий в названии и статьях закона видится логически некорректным.

Также в законопроекте отсутствует расшифровка понятия «природоохранные учреждения». «Природоохранные учреждения» указаны в качестве участников отношений, регулируемых законопроектом. Но что авторы проекта понимают под указанными учреждениями, каков уровень власти этих юридических лиц, и вправе ли закон субъекта устанавливать для них обязанности, как например, для федеральных учреждений – природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора? Очевидно отсутствие у субъекта РФ полномочий по наделению учреждений федерального уровня правами и обязанностями участника процесса по экологическому образованию, воспитанию и формированию экологической культуры. Это компетенция федерального законодателя.

Законопроект содержит формулировку «устанавливается система» экологического образования. Остается непонятным: что это за система, кто будет ее создавать или устанавливать? Отсутствует описание ее содержания и предлагаемых механизмов создания/установления.

Некоторые статьи законопроекта создают коллизию с законодательством Российской Федерации об образовании. Законопроект раскрывает понятие «экологического образования населения Кемеровской области» и устанавливает систему «всеобщего и комплексного экологического образования, включающую в себя: общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов». Однако дефиниции, раскрывающие понятие «экологическое образование в Кемеровской области» не совпадают с используемыми в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». К профессиональному образованию федеральным законодателем отнесены и среднее профессиональное образование, и высшее образование, а «высшее и дополнительное профессиональное образование специалистов» не предусмотрены, закон апеллирует понятиями «специалитет», «бакалавриат» и «магистратура».

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены федеральные государственные образовательные стандарты и требования, а также образовательные программы, которые должны быть разработаны на основании указанных стандартов. Его нормами предусмотрена госаккредитация образовательных программ, за исключением программ высшего образования, реализуемых на основе стандартов, утвержденных организациями высшего образования самостоятельно. Правовая определенность в том, что законопроект понимает под «всеобщим и комплексным экологическим образованием» отсутствует, не усматривается и соотношение его содержания с установленными федеральными критериями и нормами.

Также законопроект иначе определяет правовой статус органов местного самоуправления как участника процесса экологического образования, нежели нормы федерального законодательства: в статьях законопроекта органы местного самоуправления осуществляют экологическое просвещение населения через местные СМИ, библиотеки, музеи, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, а также по месту жительства посредством распространения информации о состоянии окружающей среды, экологической безопасности, о законодательстве в области охраны окружающей среды; разрабатывают и реализуют муниципальные программы в сфере экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры. Однако нормы федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» таких обязанностей органов местного самоуправления не содержат. Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения для городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств. Однако такой оговорки законопроект не содержит.

Предлагается также внести изменения в название закона. С позиции федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическое образование и экологическое воспитание – элементы формирования экологической культуры, поэтому понятийно-концептуально верно именовать Закон Кемеровской области «О формировании экологической культуры в Кемеровской области».

Региональная Общественная палата предлагает конкретизировать мероприятия по экологическому просвещению. Часть экспертов считает, что законопроект носит декларативный характер, он не содержит описания механизмов, мер, тогда как он должен быть наполнен конкретным содержанием, понятным экономическим механизмом поддержки и развития системы экологического образования в регионе.

Говоря об экологическом воспитании и формировании экологической культуры, в Общественной палате Кузбасса полагают, что необходимо учесть опыт прошлых лет, когда в каждой сельской школе были приусадебные участки, на которых школьники получали первый опыт по уходу за кустарниками и деревьями, учились бережно относиться к посадкам, беречь землю. Возможность такой деятельности должна быть в каждой школе.

Работа над актуальным законопроектом будет продолжена.

Яндекс.Метрика