Menu Close

28.05.2019

При поддержке Общественной палаты Кемеровской области в Ресурсном центре поддержки общественных инициатив прошел семинар «Публичный отчет НКО: в чем его необходимость».

Семинар прошел в рамках проекта «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие», реализуемого с использованием Гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Открывая семинар, Ирина Рондик, председатель Общественной палаты Кемеровской области, руководитель Ресурсного центра поддержки общественных инициатив, подчеркнула важность публичных отчетов и призвала представителей НКО принимать участие в конкурсах в общественные советы при исполнительных органах власти, которые объявляет региональная Общественная палата.

Перед представителями НКО Кемеровской области выступили Наталья Медведева, руководитель проекта «Точка отсчета» Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» и Игорь Цыкунов, эксперт в области PR и бренд-коммуникаций, член Экспертного совета Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» (Москва).

На семинаре обсуждались функции, целевые группы и форматы публичного отчета НКО, секреты его успешного создания, оценка отчетов с точки зрения экспертов и многое другое. В теоретической части участники ознакомились с функциями отчета: это PR-функция, маркетинговая, внутренняя, этическая. То есть отчет может выступать в качестве эффективного PR-инструмента (мы рассказываем о своей работе), также он может стать мощным фандрайзинговым инструментом (аудиторией отчета могут быть реальные и потенциальные доноры, которые видят, каковы цели, миссия организации и насколько эффективно использованы выделенные вам средства). Отчет имеет и важную внутреннюю функцию: с его помощью можно проанализировать результаты работы за год и понять, куда дальше двигаться.

Наталья Медведева рассказала о конкурсе «Точка отсчета», который проводится «Форумом Доноров» уже в 10-й раз. Организации присылают анкету и ссылку на годовой отчет, размещенный в открытых источниках. Затем отчет проходит экспертизу – его оценивают 44 эксперта, среди которых представители власти, корпоративного сектора, СМИ и НКО.

Публичные отчеты оцениваются с точки зрения 1) организации, 2) результатов и 3) коммуникативности. Первая группа оценки – это информация о миссии, команде, деятельности и ресурсах. Желательно, чтобы эти сведения не перечислялись формально, а сопровождались фотографиями, историями и рассказами. Вторая группа вмещает социальные результаты, эффективность и развитие, которое прошла организация. Результаты должны быть убедительными, в них должно отражаться, что ваша деятельность имеет смысл. Третья группа критериев – оценка с точки зрения дружелюбности и релевантности. Отчет должен содержать иллюстрации, тексты и соответствовать ожиданиям аудитории, быть удобен для восприятия, легок для понимания, вызывать эмоции. Эксперты советуют обязательно проверять его на наличие орфографических и финансовых ошибок.

В этом году конкурс «Точка отсчета» перерос в отдельные проекты. Один из них, «Медиапроект», посвящен составлению, подготовке и распространению публичных отчетов, их функции. Также «Форум Доноров» проводит исследование уровня информационной открытости и собирает лучшие практики НКО в подготовке публичных отчетов. Это хорошая коллекция отчетов с личными историями, использованием инфографики. Организации «приближают» большие цифры к конкретному человеку, рассказывая, из каких элементов состоят суммы, сколько это в пересчете на одного человека, на одну услугу – так информация становится более доступной для восприятия. Формат отчетов может быть самым разным и зависит от аудитории. Это может быть видеоролик, открытка, плакат, календарь, мини-сайт, «живой» отчет, предметы и инсталляции.

Игорь Цыкунов, редактор и эксперт в области PR, в своей части семинара, посвященной работе с текстом, отметил, что отсутствие у НКО сайта и годового отчета не добавляет плюсов при экспертизе проектов, поступающих на конкурс Фонда президентских грантов. Он подчеркнул, что отчет может быть серьезным, но совершенно необязательно он при этом должен быть скучным: этого можно избежать, используя визуализацию информации, определенную стилистику и язык. А также приемы сторителлинга – искусства донесения информации с помощью рассказов и историй, которые несут в себе яркие эмоции. Цифры должны быть показаны через людей, через их истории.

Эксперт рассказал о том, как создается хороший текст. Необходимо знать его цель, задачи, аудиторию, для которой вы пишете, контекст, нужно выбрать уместный жанр, стиль, тон, структуру, также выступающий не обошел вниманием особенности информационного повода для СМИ, обозначив критерии новости – близость, известность, своевременность, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию.

Ведущие семинара поделились бесплатными сервисами, помогающими в написании хороших текстов и дизайне документов: glvrd.ru, text.ru, readability.io, synonymizer.ru, synonymonline.ru gramota.ru, orfogrammka.ru, www.artlebedev.ru/orfograf, analizpisem.net, canva.com, pixlr.com/web.

В интерактивной части семинара представители НКО тренировались в определении целевых групп и форматов своего отчета. Целевую группу отчета участники разложили на потенциальные аудитории: доноров (физлица, компании, Фонд Президентских грантов), партнеров, контролирующие организации, волонтеров, сотрудников, благополучателей, НКО и СМИ. Участникам на основе полученного теоретического материала удалось сгенерировать много интересных идей. В итоге жюри решило отметить группу, которая подготовила презентацию НКО «Детско-юношеский экологический парламент Кузбасса». Ее участники определили аудитории – адресаты отчета и его формы: донорам изготовят листовку, органам власти годовой перекидной календарь, благополучателям информацию об итогах работы за год донесет агитбригада (фильм о ее выступлении будет выложен в youtube).

Своим впечатлением о семинаре поделилась Ирина Комякова, руководитель АНО «Центр социального развития», г. Калтан:

– Делать публичный отчет нужно всем, хотя бы для того, чтоб проанализировать свою деятельность. С прошлого года я стала руководителем НКО, в этом году уже посетила подобный двухдневный семинар в Новосибирске, где также участвовала Наталья Медведева. Сегодня я в восторге от выступления Игоря Цикунова, очень воодушевлена и поняла, в каком русле нужно двигаться. Наша НКО на протяжении многих лет успешно реализует различные проекты, связанные с поддержкой пожилых, детей, инициатив в сфере спорта, образования и культуры. На практике для освещения своей деятельности НКО чаще пользуются группами в социальных сетях, далеко не все имеют собственные сайты. Благотворительные фонды занимаются пиаром успешнее, используя его как инструмент фандрайзинга. Публичный отчет НКО – это и составляющая пиар-компании, и информирование о своей деятельности доноров, получателей услуг, и инструмент для анализа. Люди, которые пришли в некоммерческий сектор из бюджетных организаций, более привычны к отчетности, пришедшие же из коммерции, с производства не всегда понимают, зачем это нужно. А такие семинары многое объясняют, дают толчок к развитию.

Яндекс.Метрика