НОВОСТИ ПАЛАТЫ

На региональном уровне Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта Федерального закона «О внесении изменений в пункт 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Члены и эксперты региональной Общественной палаты полагают, что законопроект носит экономико-правовую направленность и призван выполнить компенсаторную функцию. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выдача и регистрация охотничьих билетов осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Между тем, субъекты РФ несут определенные расходы на изготовление охотничьих билетов, в состав которых, в том числе, могут входить: заработная плата сотрудников, страховые взносы на заработную плату, затраты на бумагу, затраты, связанные с использованием офисной техники, закупка охотничьего билета, аренда помещения, коммунальные услуги. Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что внесение предлагаемых изменений в Налоговый кодекс РФ позволит компенсировать вышеуказанные затраты. В данном случае в целях компенсации финансовых затрат субъектов РФ в сфере лицензионно-разрешительной системы в области охраны окружающей среды и природопользования разработка и принятие указанного законопроекта оправдана и экономически обоснована.

Безусловно, охотничий билет необходим для осуществления охоты на законных основаниях. Наличие этого документа подтверждает права охотника, ознакомление и знание правил охоты, техники безопасности при пользовании охотничьим оружием и др. Наличие охотничьего билета у гражданина наделяет его правом:

- приобретать охотничье оружие и пользоваться им (ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»);

- получать разрешение на добычу охотничьих ресурсов (п.1 ст. 30 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Положениями ст. 12–19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ определены виды охоты и категории допускаемых пользователей. Виды охоты подразделяются на цели: коммерческие (извлечение прибыли), организация досуга, в рамках научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в целях охоты как основы существования. Исходя из этого, к пользователям относятся: физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, приобретающие право на осуществление тех или иных видов охот; научные и образовательные организации; иностранные граждане, осуществляющие виды охот на территории Российской Федерации, а также лица, для которых охота является основой существования (коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока и те, кто не относится к указанным народам, но постоянно проживает в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности).

Вместе с тем в Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

Одной из задач, определенных в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р), является развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Решение данной задачи предусматривает совершенствование практики реализации льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Лесным, Водным, Земельным, Налоговым кодексами Российской Федерации.

В частности, на основании пункта 2 статьи 333.2 части второй Налогового кодекса РФ представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования, освобождены от уплаты сбора за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд.

Бесспорно, предоставление льгот по оплате государственной пошлины при получении охотничьего билета будет являться дополнительной мерой государственной поддержи в рамках реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Исходя из вышеуказанного, в целях компенсации затрат органов исполнительной власти субъектов РФ на выдачу охотничьих билетов, по мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, исключив вышеуказанных лиц, для которых охота и рыболовство являются основой существования, целесообразным будет установить обязанности по оплате государственной пошлины только в отношении таких категорий пользователей, как:

- физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, приобретающие право на осуществление тех или иных видов охот;

- научные и образовательные организации при охоте по целевому назначению;

- иностранные граждане, осуществляющие виды охот на территории РФ.

Установление государственной пошлины позволит сделать имущественно ценным сам охотничий билет, так как его владелец будет осознавать необходимость оплаты государственной пошлины, расходуя личные средства, и бережно его хранить и использовать.

Более того, на взгляд членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, целесообразнее усилить ответственность владельцев охотничьих билетов за приобретение, содержание и использование оружия (во избежание повтора ситуации «керченский стрелок» в Крыму), а также повысить минимальный возраст приобретения охотничьего оружия до 21 года.

Делая выводы по анализу законопроекта, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, как следует из общих начал введения налогового сбора, установленных пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ, сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. В пояснительных документах не приведены статистические данные о количестве обращений по выдаче охотничьих билетов. При этом в пояснительных записках речь велась о «повторных» обращениях в связи с утерей охотничьего билета и необоснованных в связи с этим затратах. Предлагаемая редакция изменений позволяет взимать госпошлину дважды: и за первоначальную, и за повторную выдачу охотничьего билета.

Во-вторых, не совсем понятна идея компенсации затрат бюджета субъекта на выдачу охотничьих билетов. Достаточно включить данный вид дохода субъекта РФ в статью 56 Бюджетного кодекса РФ, так как принятие предлагаемого законопроекта повлечет внесение изменений в Бюджетный кодекс в части закрепления положения о зачислении государственной пошлины в данном случае в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом законопроект в указанной части не представлен.

В-третьих, насколько обоснованы расходы, указанные в пояснительной записке, применительно для Кемеровской области? Не стоит ли вообще принять общую тенденцию по электронной форме билета на основе уникального номера, как это происходит с электронными полисами ОСАГО, ПТС и т.д., что позволит минимизировать затраты?

На основании изложенного, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области считают целесообразным принять проект Федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» одновременно с внесением соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации либо установить определенную дату вступления в силу положений анализируемого законопроекта (обусловив формально-юридически срок применения его положений датой вступления в силу изменений в Бюджетный кодекс РФ). В противном случае, до внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части положений о зачислении государственной пошлины за выдачу охотничьего билета в бюджеты субъектов Российской Федерации, нормы федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» не смогут применяться.