НОВОСТИ ПАЛАТЫ

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание и восстановление военно-мемориальных объектов в 2019-2024 годах» (далее – проект постановления, Программа).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества возложены на Министерство обороны РФ, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в данной сфере. Указанный орган разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяется порядок финансирования.

Расходы на проведение таких мероприятий, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активным воздействием на его социально-экономическое развитие, так как сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

На взгляд членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, следует поддержать тезис разработчиков Программы об использовании программно-целевого метода для решения проблем сохранности и восстановления (ремонта) воинских захоронений, это позволит создать условия и предпосылки для эффективного управления государственными финансами с учетом бюджетных ограничений в соответствии с приоритетами государственной политики в области увековечения памяти погибших при защите Отечества. Экспертное сообщество полагает, что Программа ясна, реалистична, актуальна.

В первом разделе Программы содержится постановка проблемы с включением анализа причин ее возникновения, обоснованием ее связи с национальными приоритетами; во втором – цели и задачи, которые, по мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, соответствуют предъявляемым требованиям, а именно:

– соответствуют компетенции государственного заказчика программы;

– потенциально достижимы;

– существует возможность проверки достижения целей;

– установлены сроки достижения, цели и этапы реализации программы.

Вместе с тем, по информации разработчиков Программы, на территории РФ существует проблема поддержания военно-мемориальных объектов в состоянии, достойном памяти погибших при защите Отечества воинов.

В соответствии с Законом РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон) ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 5 Закона). Дефицит местных бюджетов не позволяет осуществлять достаточное финансирование работ по обеспечению восстановления (ремонта, благоустройства) воинских захоронений.

За прошедшие годы произошли значительные изменения в административном делении органов местного самоуправления, часть населенных пунктов перестала существовать, а военно-мемориальные объекты остались бесхозными, таким образом, реализация мероприятий Программы будет способствовать формированию уважительного отношения граждан к памяти погибших при защите Отечества, чувства гордости Отчизну, а также воспитанию патриотизма у граждан Российской Федерации.

С юридической стороны к проекту постановления замечаний не имеется. Однако ряд вопросов практического порядка, по мнению Общественной палаты Кемеровской области, нуждается в дополнительной проработке и отображению в программе:

1. Программой не определены минимальные (гарантийные) сроки, в пределах которых воинское захоронение должно быть в надлежащем состоянии. На взгляд членов и экспертов региональной Общественной палаты, если речь идет об «увековечивании», то указанные сроки должны быть адекватными и бесспорными с точки зрения срока службы памятников и целей программы;

2. Целесообразно, чтобы все памятники, которые вновь будут созданы или воссозданы, были либо в едином стилистическом решении, либо прошли процедуру творческого конкурса, что будет чрезвычайно полезно для воспитания и поддержания патриотизма нации;

3. Воинские захоронения по сути являются историко-культурными памятниками, однако закон «Об объектах культурного наследия Российской Федерации» на указанные памятники не распространяется. Не будет ли целесообразным, для упорядочивания правового регулирования этих близких по роду объектов, распространить нормы указанного закона на памятники, для улучшения и гармонизации их правовой регламентации?

4. В Программе указано, что во время реализации проектов высококвалифицированными специалистами строительных специальностей (при необходимости, реставраторами) проводится авторский надзор, в этой связи возникает вопрос: имеются ли в муниципальных образованиях такие специалисты? И каким образом будет осуществляться контроль на местах (в муниципальных образованиях)?

Более того, полагают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, при принятии проекта постановления следует рассмотреть возможность закрепления более подробного механизма, направленного не недопущение ситуаций, при которых захоронение может стать препятствием к развитию не менее необходимой инфраструктуры в рамках развития публичного образования. Очевидно, что такие захоронения также должны быть перенесены на территорию, позволяющую не создавать помех в развитии.

Помимо захоронений защитников Отечества, необходимо также помнить и о захоронениях погибших военнопленных (так, например, в Рудничном районе г. Кемерово в уходе нуждается захоронение после нахождения лагеря японских военнопленных).

Также в Программе необходимо предусмотреть обязательный антикоррупционный механизм при реализации Программы за счёт бюджетных средств.

Кроме того, считают члены и эксперты региональной Общественной палаты, к приоритетным территориям для реализации Программы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества, восстановления военно-мемориальных объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, целесообразно отнести, в первую очередь, Республику Крым и город федерального значения Севастополь.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что с учетом перечисленных вопросов, требующих дополнительной проработки, предложенный проект постановления Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание и восстановление военно-мемориальных объектов в 2019-2024 годах» может быть рекомендован для принятия.