Menu Close

19.10.2018

Комиссия Общественной палаты Кемеровской области по поддержке предпринимательства и экономическому развитию провела расширенное заседание на тему «Местные товаропроизводители – ритейл или малоформатная торговля: где выход?»

В заседании приняли участие члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, депутаты областного Совета народных депутатов, представители бизнес-сообщества: директора предприятий розничной торговли, представители торговых сетей, производители продуктов, индивидуальные предприниматели; представители областных департаментов предпринимательства и потребительского рынка, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, ГУФСИН.

Открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по поддержке предпринимательства и экономическому развитию Александр Крецан отметил, что в соответствии со «Стратегией 2035» малый бизнес должен занять 40% в валовом региональном продукте. Сегодня в Кузбассе каждый пятый работает в малом бизнесе, и треть от этого количества – в торговле. В последнее время возросло влияние федеральных торговых сетей, местные сети перестают существовать, и нашим товаропроизводителям труднее пробиваться на рынок. Однако бизнес ищет новые точки роста, новые рынки и формы. И необходимо больше заботиться в этих условиях не о конкуренции, а о кооперации, чтобы увязать в цепочку местных производителей и торговые сети, чтобы покупатель был доволен качественным, свежим питанием, ведь это и наши рабочие места, налоги.

Мария Старинчикова, заместитель председателя комиссии, исполнительный директор «Опоры России», отметила, что в последнее время акцентируется внимание на том, как живут ритейлеры, местные сети и производители. Необходимо найти точки соприкосновения и наладить отношения, чтобы в итоге выиграли все.

О состоянии торговли рассказала Наталья Наумова, начальник управления областного департамента предпринимательства и потребительского рынка. Она отметила активное развитие сетевой торговли, доля которой составляет более 50%. Ее рост привел к сокращению числа местных магазинов и товаропроизводителей. Торговля в Кузбассе сегодня занимает 3 место в ВРП, это лидер по занятости (трудоустроено 222 тысячи человек) и один из лидеров по налоговым поступлениям. Торговые сети представляют большой интерес для товаропроизводителя, на данный момент на территории области в крупных сетях открыто 3416 магазинов. Но чтобы войти в сеть, производитель должен обеспечить выполнение многих условий: это и объемы, и качество продуктов, и упаковка, и цена. В то же время мониторинг показывает, что, к примеру, в линейке молочных продуктов местные производители представлены в сетях довольно широко.

Развитие мелких товаропроизводителей – это общероссийская проблема. Сами производители должны трансформироваться под экономические реалии, формировать свои каналы сбыта, развиваться через малоформатные, нестационарные, мобильные торговые объекты (автолавки, киоски, ярмарки). Однако мобильных торговых объектов в Кузбассе – всего 234 на всю область. Малоформатная торговля зарегулирована, она стала в большей степени теневой, потому что все требования выполнить невозможно. Федеральные законодатели давно хотят их упростить. От участников заседания прозвучало предложение обратиться в Общественную палату Российской Федерации, подключить Совет народных депутатов, чтобы вместе изменить ситуацию.

В сентябре распоряжением Коллегии областной администрации утверждена дорожная карта по продвижению и расширению ассортимента продукции местных товаропроизводителей, одно из ключевых направлений в ней – создание регионального бренда. Планируется публичный конкурс на наименование областного бренда и логотипа, присвоение бренда будет строиться на добровольной сертификации. Есть примеры того, что торговые сети уже выделяют продукцию кузбасских производителей на полках. А в Вологодской области, где местный бренд «Настоящий Вологодский продукт» был разработан 10 лет назад, торговые сети сами «ходят» за местными производителями. На сегодня в Кузбассе отсутствует связь между товаропроизводителями и несетевыми магазинами. Помочь решить эту проблему призвано создание электронной площадки – базы местных производителей, где они смогут размещать информацию о себе и своем ассортименте.

Основная проблема для местных производителей при взаимодействии с сетями, которую озвучивали участники заседания, – это кабальные условия отсрочки платежа (60 дней), и зачастую товаропроизводители не получают оплату за поставленный товар даже в этот срок. Каким образом дальше развивать производство? Однако и сами товаропроизводители не всегда выдерживают условия поставок, отмечали владельцы магазинов. Это, конечно, доставляет определенные проблемы по наполняемости ассортимента. Но дискаунтеры идут на уступки товаропроизводителям, предоставляют свою логистику, чтобы сохранить низкую цену на продукцию.

Директор оптовой компании «ФудМастер» Руслан Первицкий рассказал, какая работа ведется рабочей группой по развитию малоформатной торговли Совета по развитию предпринимательства города Кемерова. Местной торговле, отметил он, нужна помощь, предприниматели не знают, в какую сторону меняться в нынешней ситуации. Условия на рынке для местных магазинов и федеральных розничных сетей несопоставимы. Проходит обучение представителей розницы, в сентябре состоялась конференция для розничных магазинов, на которой рассматривались проблемы и искались выходы из создавшегося положения. Малоформатную торговлю нужно вывести из тени в публичное пространство, в планах рабочей группы – изучить опыт соседних регионов, в частности, Томской области, а также Новосибирска, где организована школа поставщиков – в ней местных производителей обучают работе с магазинами и федеральными сетями. Необходимо, считает Руслан Первицкий, создание логистического центра с электронным документооборотом для местных товаропроизводителей.

Идеей и перспективами регионального бренда поделился Иван Шаповалов, автор проекта «Настоящий продукт Кузбасса». Отличие этой идеи от предлагаемой областными властями в том, как привлечь под этот бренд товаропроизводителей. «Вологодские продукты», отметил он, имеют преференции на торгах внутри региона, возможность дополнительного сбыта. Такой проект необходимо распространить не только на продукты, но и на услуги, например, на гостиничный бизнес, на развлечения. Таким образом всё, что предлагает регион, может носить этот знак.

По поводу добровольной сертификации и предполагаемых преимуществ региональных производителей высказалась Людмила Ланцман, замруководителя УФАС по Кемеровской области. Чтобы соглашение о сертификации не было нарушением закона о защите конкуренции, хозяйствующие субъекты могут направить в антимонопольный орган проект документа, по которому может быть дано заключение. Опыт других регионов в части преимуществ участия в торгах и закупках нужно изучить, но пока УФАС не видит законных оснований для их предоставления, тем более что национальным планом развития конкуренции утвержден один из принципов – запрет регионального протекционизма.

О потенциале собственного производства рассказали на совещании представители ГУФСИН. Они отметили, что учреждения системы по факту являются местными товаропроизводителями, обеспечивают себя и производят более 1000 наименований продукции: мясо, молоко, творог, масло, мука, продукты металло- и деревообработки и многое другое. Продукты питания производятся в соответствии с ГОСТами, сертифицированы, имеют награды различных выставок, пользуются спросом на ярмарках, но нет присутствия в торговых сетях, государственную организацию сдерживает в этом плане федеральное законодательство.

Развеять некоторые мифы о «федералах» смогла представитель «Пятерочки» Екатерина Подуто. Она отметила, что сеть нацелена на развитие региона, на сотрудничество с местным товаропроизводителем, ее магазины открываются в населенных пунктах с числом жителей от 5 тысяч человек. У сетей жизненная необходимость во многих товарах, которые могут предложить местные производства, и существует реальный дефицит объемов в некоторых сегментах продукции. Однако многие местные производители не проходят аудит сети, отсутствует штрихкод, система электронного документооборота. Присутствующие на дискуссии озвучили предложение собрать товаропроизводителей на площадке «Опоры России» и провести обучение, рассказать о правилах вхождения в сеть.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо помогать местным товаропроизводителям, держать в поле зрения эту важную тему. Нужны различные формы продвижения, кооперации, взаимодействие и информированность друг о друге, это выход для местных производителей и торговли.

Яндекс.Метрика